Художник должен нести в мир ясность, не замутнеть, а прояснять смысл вещей, искать гармонии с окружающим. – Из статьи «О прекрасной ясности» Кузьмина, 1910 г.
Акмеизм – одно из модернистских литературных течений, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. 1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты.
О. Э. МандельштамН. С. Гумилев А. А. Ахматова С. М. Городецкий В. И. Нарбут М. Л. Лозинский Г. В. Иванов Г. В. Адамович М. А. Зенкевич «Цех поэтов»
Николай Степанович Гумилев (1886 – 1921) Поэт, прозаик, драматург, критик, офицер, муж Анны Ахматовой. Творчество Гумилева выступало в противовес с акмеистскими постулатами: в его стихах отсутствовала та «реальность», ради которой отвергались «туманности» реализма. Характерна тяга к экзотике, поэтизация истории, пристрастие к ярким краскам, стремление к композиционной четкости.
Кончено время игры, Дважды цветам не цвести. Тень от гигантской горы Пала на нашем пути. Область унынья и слез Скалы с обеих сторон И оголенный утес, Где распростерся дракон. Острый хребет его крут, Вздох его огненный смерч. Люди его назовут Сумрачным именем: Смерть. Что ж, обратиться нам вспять, Вспять повернуть корабли, Чтобы опять испытать Древнюю скудость земли? Нет, ни за что, ни за что! Значит, настала пора. Лучше слепое Ничто, Чем золотое Вчера! Вынем же меч-кладенец, Дар благосклонных наяд, Чтоб обрести, наконец Неотцветающий сад. В пути
Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) В девичестве – Горенко. Родилась близ Одессы. Детство прошло в Царском селе, где Ахматова и встретила любовь всей своей жизни – Николая Гумилева. В 1910 г. вышла замуж за Гумилева и примкнула к акмеистам. Несмотря на критичное отношение к Октябрьской Революции 1917 г. не покинула Россию, но подвергалась преследованиям со стороны новой власти. В 1948 году была исключена из Союза советских писателей.
Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: "Со мною умри! Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой". Я ответила: "Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…" Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем Песня последней встречи
Осип Эмильевич Мандельштам (1891 – 1938) Революция, сталинские репрессии, горечь и страх за судьбу Родины и свою собственную отразились в творчестве поэта. Духовные ценности не имеют национальности, они принадлежат всем. Родился в еврейской семье, обучался в Европе и Петербурге. В конце 1912 года вступил в группу акмеистов. Дружбу с четой Гумилевых считал одной из самых удачных в жизни.
Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет, Как подкову, кует за указом указ: Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него - то малина И широкая грудь осетина.
Акмеизм - разрыв практики и теории. Акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя "вечные слова". Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии.