Актуальный выбор одаренной российской молодежи. Факторы влияния Презентация к выступлению И.Задорина на конференции «Социальные лифты для талантливой молодежи – лучший российский опыт» Москва,
Проект Лаборатории мониторинговых исследований МГППУ «Жизненные стратегии и реализованные траектории одаренных детей (социальные факторы реализации одаренности)» г. Исследование состояло из двух частей: часть I («перспектива») посвящена изучению жизненных стратегий старшеклассников специальных (элитных) школ г. Москвы (опрос учащихся 11 классов, всего 351 опрошенных, опрос родителей, всего 182 чел.). часть II («ретроспектива») посвящена изучению реализованных жизненных траекторий выпускников специализированных школ для одаренных детей (опрос выпускников школ для одаренных детей гг., всего 59 анкет и 33 «глубоких» интервью). 2
Для справки: Данные опроса, проведенного ВЦИОМ в 2011 г. «Доля желающих эмигрировать из страны по сравнению с 1991 годом несколько выросла: на прямой вопрос о желании выехать за границу на постоянное жительство, положительно отвечают сегодня 22% респондентов (ранее - 16%). Наибольший эмиграционный потенциал - у летних (39%)» ( 3
Подавляющее большинство опрошенных старшеклассников элитных специализированных школ (80%) в той или иной степени хотели бы выехать за рубеж на учебу или временную работу Подавляющее большинство родителей одаренных школьников (87%) хотели бы, чтобы их ребенок хотя бы временно уехал за границу (учиться или работать) Больше половины старшеклассников специализированных школ (53%) в той или иной степени хотят проживать за границей постоянно Около трети (32%) родителей одаренных старшеклассников поддержали бы желание своих детей проживать за границей постоянно 4
Рис. 1. Хотели бы Вы уехать за границу на ограниченный период времени? (все старшеклассники, %) 5
Рис. 2. Хотели бы Вы уехать за границу на ограниченный период времени? (старшеклассники, %) Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок уехал за границу на ограниченный период времени? (родители, %) 6
Рис. 3. Хотели бы Вы, уехать за границу учиться? (школьники); Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок уехал за границу учиться? (родители) (% от категории) 7
Рис. 4. Хотели бы Вы уехать за границу работать на ограниченный период времени? (школьники-старшеклассники, %) 8
Рис. 5. Хотели бы Вы уехать за границу для постоянного проживания (все старшеклассники, %) 9
Рис. 6. Хотели бы Вы уехать за границу для постоянного проживания? (школьники, %); Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок уехал за границу для постоянного проживания? (родители, %) 10
Количество, чел.Количество, % Образование за границей712 % Работа за границей1424 % Такого опыта нет3560 % Другое24 % 11 Более трети респондентов (выпускники спецшкол гг.) имеют опыт работы или обучения за рубежом
Количество, чел.Количество, % Планирую учиться за границей610 % Планирую (не исключаю возможность) временно работать/проживать за границей 1831 % Планирую жить за границей постоянно 1323 % Не планирую жить за границей2136 % 12 Лишь чуть более трети респондентов (выпускников элитных специализированных школ гг.) не предполагают в своем будущем учебу, работу и/или проживание за границей.
Отсутствие «принимающей» среды для выпускников элитных учебных заведений Распространение стереотипов о разрушенном производстве, плохой научной среде, о невостребованности исследователей в России Высокий уровень притязаний (стандарты потребления), провоцирующий поиск более благополучного (социально-комфортного) места работы и жительства Размывание межстрановых границ под воздействием глобализационных процессов, облегчение процесса эмиграции и реэмиграции 13
МГППУ, Лаборатория мониторинговых исследований, Телефон: 8-(499) Исследовательская группа Телефон: 8-(495)