Презентация по предмету «Музыка»: Петр Ильич Чайковский Выполнил: ученик 6 «И» класса 497 школы Анисенко Дмитрий ( )
Петр Чайковский родился 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 года, в Камско- Воткинском заводе Вятской губернии, ныне Воткинск, Удмуртия в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода. Знак зодиака -Телец. Предки отца происходили из украинских казаков, дед матери был обрусевшим французом. Как отмечал сам композитор, его предки по обеим линиям «не выказывали музыкальных способностей». В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В по желанию родителей Чайковский учился в Училище правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции. В брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который был невысокого мнения о способностях будущего композитора. Пётр Ильич Чайковский (25 апреля (7 мая) 1840, Воткинск
В 1859-м закончилась учеба, началась скучнейшая служба в департаменте юстиции, переписывание вечных бумаг, прошений и отношений. Единственной отдушиной стала перспектива новой учебы в только что открывшейся Петербургской консерватории под руководством блистательного Антона Рубинштейна. Петр Ильич был настолько уверен в правильности своего решения, что однажды заявил брату: «С Глинкой мне, может быть, не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной». Знакомство с молодыми, не признающими авторитетов композиторами – Бородиным, Мусоргским, Балакиревым – дало Чайковскому толчок к профессиональному росту. Дядя,сильно огорченный подобным решением племянника, сказал: «Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!» В 1865 году Чайковский закончил консерваторию с серебряной медалью. Нелицеприятное высказывание известного музыкального критика и композитора Кюи о том, что «консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб», еще больше разожгло желание юного композитора к дальнейшему творчеству. Он принимается за сочинение симфонии под названием «Зимние грезы». П. Чайковский в 19 лет
В 1866 Петр Ильич Чайковский был приглашен на должность профессора в открывающуюся Московскую консерваторию (во главе ее стоял Н. Г. Рубинштейн, брат директора Петербургской консерватории А. Г. Рубинштейна). В Чайковский вел в консерватории классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки (среди его учеников С. И. Танеев). В рамках своих педагогических обязанностей Чайковский написал «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872) и перевел с французского «Руководство к инструментовке» Ф. О. Геварта. Активно участвуя в музыкальной жизни Москвы, П.И. Чайковский регулярно выступал в печати в качестве музыкального критика, из-за постоянной нужды в деньгах в работал музыкальным рецензентом газет «Современная летопись» и «Русские ведомости», участвовал в «Артистическом кружке» А. Н. Островского, общался с композиторами членами «Могучей кучки», а также с В. В. Стасовым, Л.Н. Толстым, Я. П. Полонским, А. Н. Плещеевым, актером П. М. Садовским. Тогда же он познакомился с Г. Берлиозом, К. Сен-Сансом, другими ведущими музыкантами Европы, среди которых у него нашлось немало почитателей.
Годы жизни в Москве стали временем становления и расцвета таланта Петра Ильича. Главные произведения этого периода пять опер, в том числе «Лирические сцены» «Евгений Онегин» (1878), четыре симфонии ( 1 «Зимние грезы», 1866; 2, 1872; 3, 1875; 4, 1877), балет «Лебединое озеро» (1876), «Литургия св. Иоанна Златоуста» (1878), Концерт 1 для фортепиано с оркестром (1875), Концерт для скрипки с оркестром (1878), «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875), «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1873), симфонические фантазии «Буря» (по Вильяму Шекспиру» (1876), а также увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869), 3 струнных квартета ( ), Большая соната для фортепиано (1878), множество фортепианных пьес (в том числе знаменитый цикл «Времена года», 1876) и романсов для голоса с фортепиано.
В конце 1870-х годов Петр Чайковский ушел из консерватории и поехал за границу. В середине 1880-х гг. композитор возвратился к активной музыкально-общественной деятельности в России (в 1885 он был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества). Тогда же он поселился под Москвой: сначала в селе Майданово, затем во Фроловском оба близ Клина, а в 1892 в Клину. Вместе с тем его скитальческой натуре по- прежнему была необходима перемена мест. Во второй половине 1880-х началась дирижерская деятельность Чайковского сначала в России, а потом за границей; в качестве исполнителя собственных произведений он посещал Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. Концертные поездки укрепили его творческие и дружеские связи с ведущими музыкантами эпохи, в том числе с Э. Григом, А. Дворжаком, Г. фон Бюловом. Зимы Петр Чайковский проводил, как правило, за границей, лето в основном на родине. Петр Чайковский 1880 г.
И в эти годы Чайковский был исключительно активен в творческом отношении. Среди созданного им оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885; это второй вариант оперы «Кузнец Вакула», завершенной в 1874), «Чародейка» (1887), балет «Спящая красавица» (1889), «Всенощное бдение» (1881), программная симфония «Манфред» (1885), Симфония 5 (1888), 4 сюиты для оркестра ( ; Сюита 4 известна под названием «Моцартиана»), Серенада для струнного оркестра (1880), «Торжественная увертюра 1812» (1880), «Итальянское каприччио» для оркестра (1880), увертюра-фантазия «Гамлет» (1888), трио «Памяти великого художника (на смерть Н. Г. Рубинштейна, 1882), ряд великолепных романсов, в том числе «То было раннею весною», «День ли царит», «Серенада Дон-Жуана». «Чародейка» (1887)
Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием творчества Чайковского, проявившимся не только в восторженном приеме его сочинений (в 1891 он с триумфом гастролировал в США; в 1892 в Гамбурге под управлением Густава Малера с огромным успехом прошел «Евгений Онегин»), но и в избрании композитора членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893). В эти годы, оказавшиеся завершающими в не знавшей перерыва 28-летней композиторской деятельности Чайковского, были созданы оперы «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891), балет «Щелкунчик» (1892), струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1892), Симфония 6, «Патетическая» (1893), утвердившая место Чайковского среди крупнейших симфонистов мира.
Смерть настигла Чайковского в расцвете творческих сил и славы: композитор заразился холерой через несколько дней после того, как дирижировал на премьере Шестой симфонии в Петербурге (премьера 16 октября, начало болезни 21 октября); смерть наступила спустя 4 дня 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893 года. Именем Чайковского названы (1940) Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве; с 1958 в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского.
Достижения Петра Ильича Чайковского: В балетных постановках вывел музыку на равноправное место с танцем Создал 10 полноценных опер Автор семи симфоний, более сотни романсов Создал три гениальных балета Фотография могилы П.И. Чайковского