Теоретические основы технологии развивающего обучения: Развитие (прогрессивное) - это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Идеи развивающего обучения: Обобщение 1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному способу (типу). Обобщение 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Обобщение 3. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Обобщение 4. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности. Обобщение 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Идеи развивающего обучения: Обобщение 6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Обобщение 7. Содержание развивающего обучения дидактически построено в логике теоретического мышления (ведущая роль теоретических содержательных обобщений, дедукция, содержательная рефлексия и т.д.). Обобщение 8. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает. Обобщение 9. Развивающее обучение осуществляется путем решения учебных задач. Обобщение 10. Развивающее обучение - это коллективная мыследеятельность, диалог-полилог, деловое общение детей.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова Дидактические принципы: Целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы; Системность и целостность содержания; Ведущая роль теоретических знаний; Обучение на высоком уровне трудности; Продвижение в изучении материала быстрыми темпами; Осознание обучающимся процесса учения; Включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы; Проблематизация содержания (коллизии); Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход; Работа над развитием всех групп обучающихся.
Урок в системе развивающего обучения (по Л.В. Занкову): Мотивация учебной деятельности: познавательный интерес. Особенности урока: - ход познания «от учеников»; - преобразующий характер деятельности (наблюдение, сравнение, систематизация, классификация, обобщение, выяснение закономерностей); - интенсивная самостоятельная деятельность; - коллективный поиск; - педагогические ситуации общения; - гибкая структура.
Мониторинг развития Показатели: - наблюдательность; - отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение); - практические действия – умение создать материальный объект.
Литература: Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Педагогика, Занков Л.В. Содружество ученого и учителя. М., Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (Психологические основы). М., 1975; Педагогическая психология
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Гипотезы: 1. Детям с дошкольного возраста доступны многие теоретические понятия; они принимают и осваивают их раньше, чем научаются действовать с их частными эмпирическими проявлениями. 2. Возможности ребенка к обучению (и, следовательно, развитию) огромны, но не используются школой. 3. Возможности интенсифицировать умственное развитие лежат в содержании учебного материала, поэтому основой развивающего о6учения служит его содержание, от которого производны методы организации обучения. 4. Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка.
Особенности содержания Специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. Повышение теоретического уровня образования, передача детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).
Теоретические знания Содержание обучения построено на основе теоретических знаний. Теоретические знания опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. Содержательное обобщение - постижение предмета не через его наглядное внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Содержательные обобщения: - понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.); - понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например, исторические, генетические); - теоретические о6разы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными о6ъектами. Содержание учебного предмета представляет систему понятий, заданных не как способ описания объекта, а как основание для его преобразования, регулирующая основа способов получения значимых результатов.
Дидактические структуры рассудочно-эмпирическое мышление; разумно-теоретическое, диалектическое мышление; содержательный анализ; содержательное абстрагирование; теоретическое, содержательное обобщение; восхождение от абстрактного к конкретному; содержательная рефлексия.
Особенности методики Концепция целенаправленной учебной деятельности (ЦУД): целенаправленная учебная деятельность направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления; ЦУД - особая форма активности обучающегося, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.
Признаки (особенности) ЦУД Наличие у обучающегося внутренних познавательных мотивов, идущих от познавательных потребностей. Наличие цели сознательного самоизменения, понимание и принятие обучающимся учебной задачи. Позиция обучающегося как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, СУД, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определенного класса. ЦУД активизирует поиск обобщенных спосо6ов действий, отыскание закономерностей, принципов. Обучающийся ставится в положение исследователя-творца. ЦУД представляет собой аналог исследовательской деятельности. Все правила и законы выстраиваются обучающимся собственноручно. Рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий. Опыт творческой рефлексии является основополагающим элементом в формировании личности.
Методы и приемы развивающего обучения: Проблемное изложение (проблематизация) знаний. ЦУД направлена на открытие новых для обучающихся закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем. Учебная задача (проблемная ситуация) - это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается обучающимся путем выполнения определенных действий: - принятие или самостоятельная постановка учебной задачи; - преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; - моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах; - преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»; - построение системы частных задач, решаемых общим способом; - контроль за выполнением предыдущих действий; - оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Моделирование Моделирование - способ решения задачи в предметной, графической или знаковой форме. Учебная модель - изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Содержание модели фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно. Учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа, затем сама может являться особым средством мыслительной деятельности человека. Работа с учебной моделью выступает как процесс изучения свойств содержательной абстракции некоторого всеобщего отношения. На основе учебной модели обучающиеся строят систему частных задач, решаемых общим способом, и выводят многообразные частные особенности данной учебной задачи (восхождение от абстрактного к конкретному). Весь ход решения задачи подвергается рефлексии.
Коллективно-распределенная деятельность Источники существования целенаправленной учебной деятельности лежат в управляющем влиянии системы социальных отношений в классе. Каждый ученик становится в положение субъекта - либо источника идеи, либо оппонента, действуя в рамках коллективного обсуждения проблемы. Проблемные вопросы вызывают определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. «Коллективно-распределенная мыследеятельность»: - помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлексировать свои действия; - способствует деловому общению. В учебном диалоге-полилоге "учитель – ученик" соблюдается принцип постепенно убывающей помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности обучающегося.
Оценивание учебной деятельности Качество и объем выполненной учеником работы оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя - вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования. Позиция учителя: «к классу не с ответом (готовые ЗУН), а с вопросом», учитель ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении. Позиция ученика: субъект познания; за ним закрепляется роль познающего мир в специально организованных для этого условиях.
Литература: 1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, Давыдов В.В. Теория развивающего о6учения. М., Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: Дом педагогики, Цукерман Г.А. Виды общения в обучении Эльконин Д. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 1974.