Магистерская диссертация Коротаевой Натальи Андреевны Научный руководитель: доцент Гусаковский Михаил Антонович
Актуальность Цель исследования Объект исследования Предмет исследования Задачи исследования Научная гипотеза Методы исследования Результаты исследования Научная новизна Положения, выносимые на защиту Практическая ценность работы
Обучение в вузе и в университете требует от студента новых моделей социального поведения, не востребованных в системе общего среднего образования. В частности, актуальным становится проактивное поведение и самостоятельная поисковая деятельность.
Практика показывает, что университет располагает достаточным количеством социальных, психологических, методических и информационных ресурсов для адаптации студента. Тем не менее, ввиду отсутствия необходимых навыков проактивности, а также недостаточной доступности и открытости информации, первокурсники слабо адаптированы в среде университета, что в том числе негативно отражается на их успеваемости в течение всего периода обучения в вузе.
Выявить факторы информационной среды, влияющие на процесс социально- педагогической адаптации студента- первокурсника, и предложить варианты повышения адаптации посредством механизмов информационной среды.
Процесс социально-педагогической адаптации студента-первокурсника к обучению в вузе.
Влияние информационной среды университета на процесс социально- педагогической адаптации студента- первокурсника.
1. Раскрыть сущность процесса социально- педагогической адаптации к обучению в университете студента-первокурсника. 2. Определить понятие информационной среды. 3. Выявить факторы и компоненты информационной среды, оказывающие влияние на процесс социально- педагогической адаптации студента- первокурсника. 4. Предложить возможные практические решения для повышения степени адаптации студентов-первокурсников средствами информационной среды.
Доступность и открытость информации в образовательной среде университета позитивно отражается на социально- педагогической адаптации студента- первокурсника.
1. Процесс социально-педагогической адаптации студента-первокурсника к обучению в университете рассматривается другими исследователями в большей степени с точки зрения приспособления к самому процессу обучения. 2. Информационная среда университета – это вся совокупность информационно- коммуникативных каналов воздействия на студента посредством вербальных и текстовых сообщений, включающих электронные ресурсы.
3. На процесс социально-педагогической адаптации студента-первокурсника к обучению в университете влияет недостаточная информированность о социально-культурных и социально-педагогических аспектах обучения. 4. В качестве технологий повышения степени информированности студентов могут выступать использование почтовой рассылки и внедрение вводного ориентировочного курса.
Информационная среда рассмотрена в качестве фактора, влияющего на социально-педагогическую адаптацию студента.
Информированность студента позитивно отражается на его социально- педагогической адаптации. Для позитивного влияния на процесс социальной адаптации могут быть использованы информационные технологии. В качестве технологий информирования могут выступать вводный ориентировочный курс и почтовая рассылка.
Результаты исследования могут стать основанием для внедрения рассмотренных моделей информирования студентов в практику университета.
Соискатель степени магистра педагогических наук Коротаева Наталья Андреевна