«ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ» Цели: определить эффективные формы работы по реализации дифференцированного подхода к обучению в условиях стандартизации образования; обменяться опытом организации дифференцированного обучения учащихся. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ 1
Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний. И.С. Якиманская 2
ФГОС На модернизацию образования направлено введение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Каждый из нас должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми изменениями, которые вводятся новым образовательным стандартом. 3
*Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. *Задача учителя – помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоя- тельными, творческими и уверенными в себе людьми. *Ключевая особенность школы будущего – это чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников учителя. «Наша новая школа» 4
ПРОЕКТ федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (редакция на 15 июня 2011года) статья 49. (Обязанности и ответственность педагогических работников) Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности. Применять педагогически обоснованные формы, методы (методики) обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образования ( в соответствии с ФГОС). При реализации содержания образовательных программ учитывать особенности психофизического развития обучающихся. Педагогические работники обязаны: 5
Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности. 6
Перед нами встают вопросы: -как сделать урок эффективным и интересным; -как не только передать определённые знания, но и воспитать у школьника потребность в самообразовании; -как преодолеть перегрузки учеников. 7
«Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени). 8
Уровневая дифференциация обучения предусматривает: -наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь ученик; -базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся; -базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся; -система результатов, которых должен достичь по базовому уровню ученик, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют); -наряду с базовым уровнем ученику предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета. 9
Положительные аспекты дифференциации: -появляется уровень мотивации учения; -появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику; -появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения; -реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; -повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; -повышается уровень мотивации учения в сильных группах; -в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться; -исключается уравниловка и усреднение учащихся. 10
Отрицательные аспекты дифференциации: -деление детей по уровню развития негуманно; -высвечивается социально – экономическое неравенство; -слабые лишаются возможности тянуться за более сильными; -перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства; -несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети; -понижается уровень Я – концепции, в одних группах - возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс (звёздная болезнь), в других группах – снижается уровень самооценки; -понижается уровень мотивации учения в слабых группах; -перекомплектование разрушает классные коллективы. 11
Школьные методические объединения «Домашнее задание» ШМО учителей начальных классов «Ваши ориентации в отношении дифференцированного обучения как одного из главных методических приёмов в условиях стандартизации образования». ШМО учителей лингвистического цикла «Дифференцированный подход помогает ли создать ситуацию успеха на уроке?» ШМО учителей точных наук«Считаете ли вы оправданной тактику перехода к образованию внутришкольных параллелей разноуровневых классов?» «Лично Вам проще работать в классе с расширенным изучением предмета или в общеобразовательном классе?» ШМО учителей естественно – научного цикла «Домашние задания всегда должны быть для всех одинаковыми?» «Всегда ли можно и нужно дифференцировать проверочные работы?» ШМО учителей художественно – эстетического цикла и спорта «Используете ли вы дифференцированный подход в преподавании своего предмета?» 12
Учитель испытывает трудности: - изучение интеллектуальных и психологических особенностей каждого ученика; -умение составлять с учётом индивидуальных особенностей учащихся задания, чтобы они были интересными и не повторяли материал предыдущих уроков; -умение анализировать учебный материал, выделять возможные проблемы, с которыми встретятся разные группы учащихся; -умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в идеале каждого ученика); -умение держать в поле зрения всех учеников; -умение осуществлять оперативную обратную связь; -умение развивать способность учеников свободно выражать свои мысли в любой ситуации. 13
Этап изложения новых знаний, умений (первичного восприятия материала). Формы организации дифференцированной работы учащихся на уроке Учащимся с хорошей зрительной памятью поможет наглядность Важно учитывать психофизиологические особенности учеников Учащимся с моторной памятью – практическая работа на доске 14
Этап закрепления и применения знаний и умений. Формы организации дифференцированной работы учащихся на уроке Задания по образцу Разъяснение затруднений Помощь: схемы, чертежи, начало решения, указание на страницу учебника… Рекомендуется работа в группах, опережающее домашнее задание, составление опорного конспекта 15
Формы организации дифференцированной работы учащихся на уроке Этап проверки и оценки знаний и умений. Взаимоконтроль Тесты Творческие работы Зачёт Самоконтроль Разноуровневые карточки 16
Профильная дифференциация содержания образования – это средство развития способностей, склонностей, интересов школьников. Профильное изучение дисциплин в старших классах, носящих предпрофессиональный характер, позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников школы к успешному продолжению образования. 17
Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования направлено на решение основных задач: 1.формирование у всех учащихся базовой подготовки, составляющей функциональную основу общего образования; 2.создание условий, способствующих получению частью учащихся подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования во время дальнейшего обучения. 18