Психологическое воздействие цвета на сознание человека выполнила: педагог дополнительного образования ДПК «Восток-5» Малышева О.С. Тема семинара: «Профилактика детского-дорожно-транспортного травматизма»: реализация совместного проекта Управления административной полиции ДВД ВКО и ГККП «Усть – Каменогорское объединение детско – подростковых клубов «Жігер» акимата города Усть-Каменогорска»
Тема безопасности дорожного движения становится все более актуальной в обществе. Плохая видимость на дорогах – вот один из главных факторов риска, который может привести к беде, к дорожно – транспортным происшествиям. Во всем мире смертность среди пешеходов является самой высокой - от 41% до 75% от общей смертности. Количество смертей и увечий детей-пешеходов с каждым годом ужасает все больше. Бороться с этим достаточно сложно. Как же сделать так, чтобы водители транспортных средств могли вовремя увидеть пешехода и своевременно затормозить в случае опасности? Фликеры – это маленькие наклейки, которые можно разместить на рюкзаке, куртке, или джинсах, а также на обуви. Они отражают свет в темноте и помогают увидеть пешехода в ночное время быстрее. При езде с ближним светом расстояние, при котором можно заметить пешехода, равно метров, а если у человека есть фликер, то оно увеличивается до метров. А водитель, едущий в машине с включённым дальним светом, может увидеть пешехода с расстояния 400 метров.
о влиянии цвета на сознание человека известно уже давно. значение каждого из них заложено в разной символике ( герб, флаг, униформа в разных профессиях, логотипы известных производителей, фликеры и т.п.). если задуматься, то каждый человек, предмет, явление или событие может ассоциироваться с конкретным цветом, у каждого из нас есть собственная ассоциативная система, по которой мы можем запомнить или вспомнить событие из своей жизни.
восприятие человеком и значение цветов в психологии объясняется в разных аспектах. при взгляде на любой из них у разных людей может возникнуть разные ассоциации, настроение и эмоции. кто из нас и как часто задумывается почему, в политической сфере фигурирует синий цвет, в сфере рекламы красный? почему в светофоре используется только красный, оранжевый и зеленый цвета? почему идти можно только на зеленый цвет? источник ответов на все эти вопросы лежит в плоскости психологического восприятия цвета человеком. Каждый цвет в психологии влияет на сознание по-разному, вызывая определенные эмоции, повышая или понижая настроение. Определенный выбор люди часто делают под влиянием цвета, даже не задумываясь над принятым решением. Для того чтобы умело использовать свойства цвета, необходимо знать значения основных цветов в психологии.
Красный цвет в психологии Психология красного цвета предупреждает об агрессивности и опасности. Красный цвет активный и горячий, может вызвать беспокойство и чувство тревоги, учащение сердцебиения и пульса, увеличение артериального давления, поэтому не рекомендуется долго на него смотреть. Под влиянием красного цвета у человека формируются положительные и отрицательные черты характера: смелость, настойчивость, решительность, упорство, жестокость, нетерпимость, алчность, эгоизм, властность. Любители красного цвета стремятся доминировать и быть первыми во всем. Оранжевый цвет в психологии Оранжевый цвет чаще всего ассоциируется с солнцем и теплом. Это цвет повышенного настроения, бодрости, решения важных задач. Люди, выбирающие оранжевый цвет, сильные и свободолюбивые, излучая «солнечную» энергию, они заряжают ею всех окружающих. Такой человек легко радуется простым вещам, однако часто страдает от переживаний, возникающих на интуитивном уровне. По мнению психологов, этот цвет способен оживлять эмоции, это цвет витамин, значительно улучшающий тонус и вызывающий прилив жизненных сил, он также является отличным антидепрессантом. Оранжевый цвет может оказаться полезным трусливым людям, однако его переизбыток может вызвать раздражение. Зеленый цвет в психологии Значение в психологии зеленого цвета самое многогранное и многоликое и представляет собой готовность созерцать и принимать вселенскую мудрость. Зеленый цвет наиболее спокойно воспринимается и благоприятно воздействует на весь организм, ассоциируясь с пробуждением и стабильностью, обеспечивает релакс и исцеляет..
Желтый цвет в психологии Желтый цвет это цвет солнца, цвет радости, надежды и веры. Желтый цвет стимулирует нервную систему и мозговую деятельность человека, однако слишком долгое его воздействие может привести к перегрузке и перевозбуждению. Этот цвет в психологии ассоциируется с потребностью развития, самораскрытия, желтый символ освобождения от напряженности и раздраженности. Люди, предпочитающие желтый цвет, стремятся реализовать себя во всех сферах жизни, раскрыть свои таланты, однако мнение о других может быть весьма жестким и критичным. Разочаровавшиеся люди отвергают желтый цвет, так, алкоголики и наркоманы не любят желтые оттенки. Синий цвет в психологии Одним из самых «сильных» в психологии считается синий цвет, имеющий два противоположных свойства. С одной стороны, синий цвет действует успокаивающе на психику, снимает стресс и расслабляет. Созерцание небесно-синего небосвода или морской глади снимает напряжение, вызывает чувство покоя и умиротворения. С другой стороны, глубокий насыщенный синий цвет (индиго) может угнетать, подавлять и даже вызвать или усилить депрессию. Поэтому использовать синий цвет нужно с осторожностью. В психологии синий цвет чаще всего ассоциируется с физическим и психологическим здоровьем, удовлетворенностью жизнью и уверенностью в себе, поэтому выбирают его люди успешные и сильные, стремящиеся к гармонии со всем окружающим. Тем не менее, злоупотреблять использованием синего цвета не стоит, поскольку, обладая большой силой и энергетикой, в разных ситуациях он может оказывать на людей разное, часто противоположное влияние. Кроме того, не рекомендуется использовать синий цвет в случае, когда требуются значительные умственные нагрузки, сосредоточенность и собранность, например, не стоит использовать этот цвет в оформлении рабочего кабинета.
Фиолетовый цвет в психологии Значение фиолетового цвета в психологии связано с наблюдательностью, тщеславием, остроумием и повышенной чувствительность. Этот цвет сложный, он образован сочетанием противоположных по значению двух цветов – красного и синего, поэтому люди, предпочитающие фиолетовый цвет крайне противоречивы и скрытны. Понять их часто не под силу даже близким людям. При помощи различных оттенков фиолетового цвета люди могут выразить свою индивидуальность и чувственность. Творческих и чувствительных людей фиолетовый цвет легко настраивает на положительную вибрацию. Оттенки фиолетового цвета также могут помочь людям, испытывающим душевный дисбаланс и нервное напряжение. Фиолетовый цвет положительно воздействует на различные формы неврозов, влияя на нервную систему и восстанавливая гармонию и равновесие в личной жизни, повышая самооценку человека.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что каждый цвет по своему влияет на сознание человека. Цветные светоотражающие элементы имеют важное значение для любого ребенка. Не зависимо от того идет ли ребенок пешком, едет на велосипеде, скутере, скейтборде или другом транспорте – он должен всегда носить светоотражающие элементы. Цветные отражатели должны быть не только на одежде, но и на транспорте ребенка. Фликер (световозвращатель) на одежде - на сегодняшний день реальный способ уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге. Принцип действия его основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка. Когда фары автомобиля «выхватывают» пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Поэтому шансы, что пешеход или велосипедист будут замечены, увеличиваются во много раз.
Инструкция: Вам необходимо расставить цвета от более приятного к наименее приятному. Цветовой тест Люшера
В результате тестирования получаем восемь позиций: первая и вторая явное предпочтение (обозначаются + + ); третья и четвертая предпочтение (обозначаются х х); пятая и шестая безразличие к цвету (обозначаются = = ); седьмая и восьмая антипатия к цвету (обозначаются - -) 1-я позиция цвет, который нравится больше всего, указывает на основной способ действия, т.е. средство для достижения целей, стоящих перед обследуемым. 2-я позиция обычно цвет в этой позиции также обозначается знаком «+», и в этом случае он означает цель, к которой стремится испытуемый. 3-я и 4-я позиции обычно цвета, стоящие в этих позициях, обозначаются знаком «х» и указывают на истинное положение вещей, ситуацию или образ действия, вытекающий из данной ситуации (например, синий цвет в этом случае будет означать испытуемый чувствует, что находится в обстановке покоя или же что обстановка требует, чтобы он действовал спокойно). 5-я и 6-я позиции цвета, находящиеся в этих позициях и обозначенные знаком «=», указывают на специфические особенности, не вызывающие неприязни, не связываемые с существующим положением дел, незадействованные в данный момент резервы, особенности личности. 7-я и 8-я позиции цвет в этих позициях, помеченный знаком «», означает существование подавленной потребности или потребности, которую следует подавить потому, что ее реализация привела бы к неблагоприятным результатам. 1 (синий) потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности; 2 (зеленый) потребность в самоутверждении; 3 (красный) потребность активно действовать и добиваться успеха; 4 (желтый) потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах. Если основные цвета находятся в 1-й 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.
Ребусы:
Спасибо за внимание!!!