Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общественно - политическое положение в России в середине XIX века Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ.
Advertisements

Особенности литературного процесса второй половины XIX века Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 Захаровой.
Особенности русской критики 2 половины XIX века Многообразие направлений в русской критике.
Характеристика литературного процесса г.г. 19 века Новикова О.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 9 имени В.Т. Степанченко.
Характеристика литературного процесса г.г. 19 века.
План лекции: Литературно – общественная борьба второй половины 19 в.. Особенности литературного процесса второй половины 19 в.. Реализм как литературно.
Русская литература во второй половине 19 века. Исторические события: смена престола (Александр II) 1855; Крымская война ; отмена крепостного.
Общая характеристика общественной и литературной жизни в 1860-е годы. 10 класс.
Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век! Введение.
Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век! Введение.
Золотой век русской литературы (русский литературный процесс XIX века) «До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX.
ВВЕДЕНИЕ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
II половина XIX века I половина XIX века I половина XIX века До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке, но.
Обзор литературы второй половины ХIХ века 1.Общественно-политическая и культурно- историческая обстановка в России. 2.Особенности развития литературы и.
Целью данной работы является анализ актуальной этической и социально- критической проблематики романа "Милый друг" Мопассана.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Общественные движения в гг. XIX века С.С. Уваров Т.Н. Грановский А.С. Хомяков А.И. ГерценВ.Г. Белинский.
Лев Николаевич Толстой стал свидетелем следующих исторических событий Дата Историческое событие 1837 Год смерти А.С.Пушкина Год смерти А.С.Пушкина 1841.
Русская литература второй половины XIX века. «На поверхности официальной России, «фасадной империи»,видны были не только потери, жестокая реакция, бесчеловечные.
Транксрипт:

Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.

В русской литературе видят пророчество о новом человеке и его рождении из лона русской души… Стефан Цвейг

Основные тенденции литературного процесса: Развитие национального самосознания русского общества ( Отечественная война 1812 г.) Демократизация литературы: народ становится действующим лицом художественных произведений. Развитие отечественной критики (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов). Формирование современных жанров, появление русского классического романа. Гражданский пафос русской литературы. Пушкинское и гоголевское направления в литературе.

Революционное движение как реакция на французскую революцию 1848 года г. - разгром кружка М.В. Петрашевского (российский революционер, социалист, руководитель общества петрашевцев. Выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землей. В 1849 осужден на вечную каторгу). Поражение России в Крымской войне ( ) против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море. Поражение в войне подорвало внешний и внутренний авторитет царизма, обострило социальные противоречия в России и ускорило проведение реформ х г Отмена крепостного права 19 февраля 1861 года. (Александр II) Крах надежд. Единственные защитники народа – писатели демократического направления.

Россия перед выбором дальнейших путей развития. Основные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» Специализация литературы ( И. Гончаров, Л. Толстой, Ф. Достоевский– авторы романов, эпических произведений; Г. Успенский, Н. Помяловский – очеркисты, А. Островский – драматург). Сюжеты романов просты, локальны, семейственны, но в них поднимаются общечеловеческие проблемы. Идея нового человека и человечности. Новый герой отражает состояние личности в эпоху общественных преобразований, как и страна, стоит на пути к самосознанию, пробуждению личностного начала. Повышение требований к личности. Самопожертвование – национальная черта. Благо других- высшая нравственная ценность. Изображение судьбы человеческой в единстве с судьбой народной. Источник русской силы и русской мудрости писатели видят в народном чувстве.

поэзия 1861, 60-е годы проза, классический роман, драматургия Конец XIX в. малые формы: рассказы, очерки

Обществ.-лит. течения Тезисы программы Представители Журналы Либеральная критика (западники) Реальная критика ( революционно- демократическая) Почвенники, славянофилы.

Обществ.-лит. течения Тезисы программы Представители Журналы Либеральная критика (западники) Обращала внимание на вечные проблемы, в поле зрения - вопросы художественной формы, писательского мастерства. А. В. Дружинин, П. В. Анненков, В. П. Боткин. «Русский вестник» (1856) Реальная критика ( революционно- демократическая) Социально- критический подход к анализу литературных произведений. Задачу критики - сформулировать свой «приговор», опираясь на реальные события и художеств. образы произведения. Н. Добролюбов, Н. Чернышевский, Н. Некрасов. «Современник» ( ) Почвенники, славянофилы. рассматривали главным образом духовно- нравственную проблематику литературы, ее национальное своеобразие А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Ф.М. Достоевский. _____________________ И.В. Киреевский, К.С. Аксаков А.Островский, А. Мей «Время»( ) «Эпоха» ( ) ___________________ «Русская беседа»(1856)

Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены и не поняты вполне. Мы только приближаемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. И в этом смысле русская литература XIX века всё ещё впереди, а не позади нас.

1. С Жизнь и творчество А. Н. Островского. 2. Прочитать пьесу А. Н. Островского «Гроза». (1 действие) 3. Закончить таблицу «Русская критика второй половины XIX века». 4. История создания пьесы «Гроза» (сообщение).