Основной закон Финляндии Выполнила студентка 111 группы 1 курса Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Нефедова Мария
История создания конституции В 1990 году существовала необходимость в проекте конституционной реформы. Чего этим проектом хотели добиться? Результатом должен был бы стать баланс власти между Эдускунтой (Парламентом), Президентом и Государственным советом; Весной 1995 года была начата работа над проектом «Конституция 2000» группой экспертов для исследования вопросов реформирования конституционного права Финляндии; После того как рабочая группа представила свой отчет, Правительство в январе 1996 года назначило комитет, состоявший главным образом из депутатов Парламента (Конституционный комитет 2000), который и должен был подготовить окончательный проект новой Конституции; Работа продолжалась 17 месяцев. Комитет завершил её к 17 июня 1997 года и представил, в форме предложения Правительства, проект единого конституционного акта; В течение весны и осени 1998 года Конституционный комитет Парламента после подробного изучения предложения дал 21 января 1999 года своё положительное заключение; Президент Республики подписал этот акт 11 июня 1999 года, а 1 марта 2000 года новый конституционный закон Финляндии вступил в силу;
Структура конституции Конституция Финляндии состоит из 131 пункта, разделённых на 13 глав: Глава 1. Основы государственного строя (§§ 15) Глава 2. Основные свободы и права (§§ 623) Глава 3. Парламент (Эдускунта) и члены парламента (§§ 2432) Глава 4. Деятельность Парламента (§§ 3353) Глава 5. Президент Республики и Государственный Совет (§§ 5469) Глава 6. Законодательство (§§ 7080) Глава 7. Государственные финансы (§§ 8192) Глава 8. Международные отношения (§§ 9397) Глава 9. Правосудие (§§ 98105) Глава 10. Контроль за законностью (§§ ) Глава 11. Управление и самоуправление (§§ ) Глава 12. Оборона (§§ ) Глава 13. Заключительные положения (§§ )
Порядок изменения конституции Процедура внесения изменений в Конституцию Финляндии закреплена в § 73 главы 6 «Законодательство»; Предложение о внесении изменений в конституцию принадлежит законодательной власти; Проект принятия, изменения или отмены Основного закона либо о приостановке его действия должен быть одобрен большинством голосов во 2-ом чтении, а затем он должен передаваться на 1-ую же сессию вновь избранной Эдускунты. Там проект, после соответствующего заключения комиссии по этому вопросу, должен быть одобрен в неизменном виде лишь в одном чтении на пленарном заседании путем решения, принятого 2/3 поданных голосов; Проект также может быть объявлен срочным путем решения, принятого не менее чем пятью шестыми поданных голосов. В таком случае проект не передается дальше, и он может приниматься не менее чем двумя третями поданных голосов; Вывод: Основной Закон Финляндии представляет собой особо жесткий тип конституции ввиду требования утверждения изменений парламентом следующего созыва.
Особенности конституционного статуса личности
Гражданство Гражданам Финляндии и законно проживающим в стране иностранцам предоставляется свобода передвижения и выбора места жительства, включая право свободно покидать страну (глава 1 §9)
Политико-территориальное устройство Финляндии Согласно 1 главе § 4 «территория Финляндии неделима. Границы государства не могут изменяться без согласия Эдускунты» Финляндия представляет собой суверенное демократическое унитарное правовое государство По характеру управления Финляндия является децентрализованным государством с образованием политико-административных единиц: 1)Области (регионы) – 19; 2)Районы (области делятся на районы) – 72; 3)Общины (районы делятся на общины) – 342;
Система органов государственной власти
Принцип разделения властей в Основном законе Финляндии § 43. Не менее 20 членов Эдускунты вправе внести интерпелляцию Государственному совету или министру по делу, относящемуся к компетенции Государственного совета или министра; § 44. Государственный совет может внести в Эдускунту сообщение либо отчет по вопросу, касающемуся государственного управления или международных отношений; § 46. Правительство должно ежегодно представлять в Эдускунту отчет о своей деятельности; § 58. Президент принимает решения в Государственном совете, который предлагает ему на подпись проект решения. Если Президент не принимает решения по предложению Государственного совета, дело возвращается на рассмотрение Государственного совета; § 64. Президент республики увольняет в отставку по их заявлению Государственный совет и министров. Президент может также уволить в отставку министра по инициативе премьер-министра. Президент также должен увольнять в отставку Государственный совет или отдельного министра, если Государственный совет или министр не пользуется более доверием Эдускунты;
Используемая литература: - Конституции государств (стран) мира. Интернет библиотека конституций Романа Пашкова; - электронная Финляндия; - свободная энциклопедия; Могунова М. А. Государственное право Финляндии: Монография. Городец, 2005; Спасибо за внимание!