МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Конституция Бельгии Выполнила студентка 1 курса 111 группы Шашкина К. Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Шевердяев Станислав Николаевич
Содержание:
История создания Конституции 25 августа 1830 начался ряд стихийных выступлений в Брюсселе и Льеже. Бельгийцы выступали за полное политическое отделение от Нидерландов. В ноябре того же года состоялись выборы в Национальный конгресс. Конгресс принял декларацию о независимости, выработанную в октябре временным правительством, которое возглавил Шарль Рожье, и приступил к работе над конституцией. К 25 ноября 1830 года временное правительство Бельгии подготовило черновую версию конституции нового государства. Конгресс одобрил предложенный временным правительством проект 7 февраля 1831 года. Конституция вступила в силу 26 июля 1831 года.
История создания Конституции В основу конституционного строя государства был положен принцип разделения властей, а в стране установилась конституционная наследственная монархия с двухпалатным парламентом. Исполнительная власть осуществлялась королем и премьер-министром, который должен был утверждаться парламентом. Законодательная власть разделялась между королем, парламентом и министрами. На трон был призван герцог Леопольд из Саксен-Кобург-Готской династии. Он был «приемлемой фигурой» и стал королем бельгийцев 21 июля Данная конституция действует до сих пор, хотя и подвергалась множество раз внесению изменений.В связи с конфликтами между ними в Бельгии, которая прежде была унитарным государством, начался процесс поэтапной "федерализации". Наиболее важные изменения в Конституцию были внесены в гг. При этом сначала было зафиксировано существование двух основных культурно-лингвистических сообществ: фламандской- говорящего и французско-говорящего населения, а затем образованы три региона: Фландрия, Валлония и Брюссель.
Рожье Шарль ( ) бельгийский государственный деятель. Леопольд I первый король Бельгии (с 1831 по 1865).
Структура Конституции Часть 1. О Бельгийской Федерации, ее составных частях и территории (ст.1-7) Часть 2. О бельгийцах и их правах (ст.8-32) Часть 3. О властях. (ст ) Глава 1. О федеральных палатах (ст.42-73) Раздел 1. О Палате представителей Раздел 2. О Сенате Глава 2. О федеральной законодательной власти (ст.74-84) Глава 3. О Короле и федеральном правительстве (ст ) Раздел 1. О Короле Раздел 2. О федеральном правительстве Раздел 3. Компетенция Глава 4. Сообщества и регионы. (ст ) Раздел 1. Об органах Раздел 2. Компетенция Глава 5. Об арбитражном суде, предупреждении и урегулировании конфликтов (ст ) Раздел 1. О предупреждении конфликтов в сфере компетенции Раздел 2. Об Арбитражном суде Раздел 3. О предупреждении и урегулировании конфликтов интересов Глава 6. О судебной власти (ст ) Глава 7. О Государственном совете и административных судебных органах (ст ) Глава 8. О провинциальных и коммунальных учреждениях (ст ) Часть 4. О международных отношениях (ст ) Часть 5. О финансах (ст ) Часть 6. О государственных вооруженных силах (ст ) Часть 7. Общие предписания.(ст ) Часть 8. О пересмотре Конституции (ст ) Часть 9. Вступление в силу и переходные положения
Порядок изменения Конституции Порядок внесения и принятия конституционных поправок определяется в части VIII "О пересмотре Конституции". Инициатива пересмотра Конституции принадлежит законодательной власти. После ее заявления о необходимости пересмотра того или иного конституционного положения обе палаты Парламента распускаются. Вновь избранные палаты утверждают в согласии с Королем положения, подлежащие пересмотру. (ст.195) Запрещается пересмотр Конституции во время войны или в период, когда невозможно свободное собрание палат Парламента на федеральной территории. (ст. 196) Не допускается также изменение Конституции в части конституционных полномочий Короля в период регентства. (ст. 197) Конституционные изменения принимаются Палатой представителей и Сенатом двумя третями голосов при условии присутствия не менее 2/3 членов в каждой палате. (ст.198) Таким образом, можно сделать вывод о том, что порядок пересмотра конституции довольно сложен, и не допускает ограничения королевской власти без его согласия.
Особенности конституционного статуса личности В государстве не существует никаких сословных различий. Все граждане Бельгии равны перед законом. (ст.10) Гарантируются следующие права и свободы: (Часть 2, «О бельгийцах и их правах») Пользование правами и свободами, признанными за бельгийцами, должно быть обеспечено без дискриминации. Гарантии прав идеологических меньшинств. (ст.11) Личная свобода. (ст.12) Жилище неприкосновенно. (ст.15) Защита собственности (ст.16) Свобода выражения мнения (ст.19) Пресса свободна; недопустимость цензуры (ст.25) Тайна переписки неприкосновенна. (ст.29) Образование свободно (ст.24) Право на мирные собрания (ст. 26) Право на объединения (ст.27) Право на петиции (ст.28)
Особенности конституционного статуса личности Каждый имеет право вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству, в это понятие включаются следующие права: (ст.23) 1. право на труд и свободный выбор профессиональной деятельности в рамках общей политики занятости, направленной помимо прочего на обеспечение достаточно стабильного и по возможности высокого уровня занятости; право на справедливые условия труда и вознаграждение, а также право на информацию, консультацию и коллективные переговоры; 2. право на социальное страхование, охрану здоровья, социальную, медицинскую и юридическую помощь; 3. право на достойное жилище; 4. право на здоровую окружающую среду; 5. право на культурное и социальное процветание. Каждый имеет право на уважение частной и семейной жизни. В отличии от ряда Конституций других стран в Конституции Бельгии не установлены и не предусмотрены обязанности для подданных страны. Бельгийское подданство приобретается, сохраняется и утрачивается на основании предписаний, устанавливаемых гражданским законодательством (Ст. 8).
Четыре статуи у подножия Колонны конгресса символизируют свободу вероисповедания, ассоциаций, образования и печати.
Политико-территориальное устройство Бельгии Административн ое деление Бельгии (на большом рисунке показаны провинции, на маленьком регионы)
Площадь Бельгии составляет км². Граничит на севере с Нидерландами, на востоке с Германией, юго-востоке с Люксембургом и с Францией на юге и западе. Омывается Северным морем на северо- западе. Бельгия федеративное государство, иногда называемое двойной федерацией, так как Бельгия делится одновременно на три региона и три языковых сообщества. (ст. 1-3) В зону ответственности регионов входит руководство местной экономикой, публичные работы, вопросы экологии, языковые сообщества имеют компетенцию в решении вопросов, связанных с культурой, образованием, научной деятельностью и спортом.
Фламан дское Францу зское Регионы: (ст.5) Регионы: (ст.5) Фламандский регион Провинция Анвер Провинция Лимбург Провинция Восточная Фламандия Провинция Западная Фламандия Провинция Фламандский Брабант Валлонский регион Провинция Эно Провинция Льеж Провинция Люксембург Провинция Намюр Провинция Валлонский Брабант Брюссельский столичный регион
Переход от унитарного государства к федерации В 1831 году Бельгия была унитарным государством, разделённым на провинции. Однако неоднородность населения привела к ряду реформ в административном управлении и 1921 годы - усиление роли фламандскойго населения в политической жизни страны. В 1970 году страна была разделена на три культурных сообщества. В 1980 году полномочия созданных в ходе реформы 1970 года сообществ были расширены. Каждое сообщество получило собственное правительство и парламент. Кроме того, Бельгия была разделена на два региона, Фландрию и Валлонию. Каждый из этих регионов также получил собственные правительство и парламент. В годы Брюссель получил статус полноценного региона. Полномочия регионов и сообществ были существенно расширены. В 2001 году в рамках очередного этапа административной реформы были усилены полномочия регионов и сообществ, а также упорядочено взаимодействие двух языковых сообществ в столичном регионе Брюсселя.
Система органов государственной власти. Парламент Сенат Палата Предс тавите лей Правительство Исполнительная власть король Законодательная власть
КОРОЛЬ Глава государства Законодательные полномочия делит с Парламентом (ст.36): утверждает и промульгирует законы(ст.109) может распустить Парламент созвать на чрезвычайную сессию отсрочить заседание палат (но не более, чем на 1 месяц) (ст ) Король назначает и утверждает министров Особа Короля неприкосновенна (ст.88) Он обладает полномочиями в сфере международных отношений (ст.167) ПРАВИТЕЛЬСТВО Один из разделов Конституции посвящен министрам. Действуя под руководством Премьер – министра, образуют Совет министров – Правительство Бельгии. Все члены назначаются Королем(ст. 96) Учитывается национальный принцип: число министров представителей валлонов и фламандцев должно быть равным.(ст.99) Глава Правительства – связующее звено между Королем и исполнительными органами. Министры ответственны перед Палатой представителей.
ПАРЛАМЕНТ СЕНАТ (ст.67) 40 – изб. населением напрямую 21- парламентами сообществ 10 - кооптацией Палата представителей (ст.61). 150 депутатов (по пропорциональной системе на 4 года) Полномочия Парламента(ст.74 ): принятие законов утверждение бюджета решает вопрос о численности вооруженных сил предоставляет натурализацию
Кассационный суд (25 судей и председатель) 5 апелляционных судов (в Антверпене, Брюсселе, Генте, Льеже, Монсе) 5 апелляционных судов по трудовым спорам Трибуналы по Гражданским и уголовным делам Трибуналы по трудовым спорам МИРОВЫЕ СУДЫ решает вопросы права, а не факта основное звено суд. системы нижнее звено суд. системы В каждой из 9 провинций собираются сессии суда присяжных, рассматривающего дела о наиболее серьезных преступлениях. Судебная система
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ правовой орган, который решает вопрос о соответствии Конституции законопроектов, представляемых на рассмотрение Парламента.(ст.160) Членов Совета назначает Король пожизненно. Государственный совет состоит из 2 секций – законодательной(заключения о законности проектов нормативных актов)и административной (административные споры).
Благодарю за внимание!