1 Мне пришлось объяснять ребятам из "KeyMarket", что существуют люди, – слава Богу, немногие люди, – которым вообще ничего невозможно продать, пока они не ответят себе на некоторые очень важные для них вопросы. Например, зачем они живут и в чем смысл их существования. Пока они не живут, а выясняют, зачем именно они это делают – мы не в состоянии повлиять на них. D.Hartlow Группа «Новое электронное образование», 2011
Позитивное и негативное начала в природе e-learning Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер-консультант руководитель Группы НЭО Позитивное и негативное и "хорошо" и "плохо" Два взгляда на позитив и негатив Педагогический дизайн как продукт негативной мотивации Позитив и негатив в традиционном и альтернативном подходах к обучению
3 Цель обучения взрослых Сформулируйте своими словами, в чем состоит цель обучения взрослой аудитории Группа «Новое электронное образование», 2011
4 Цель обучения – состоит в формировании желаемых изменений в познавательной (когнитивной) и/или поведенческой сферах учащегося Группа «Новое электронное образование», 2011
5 Чего желаете изменить? Если цель обучения, желаемые изменения, то что является предметом таких изменений? Что меняется на что? Группа «Новое электронное образование», 2011
6 Желаемое заменяет что? Отсутствие знаний Дефицит знаний Неоптимальную структуру знаний Нежелательное поведение Отсутствие определенных способов деятельности Несовершенные способы деятельности и т.п. Группа «Новое электронное образование», 2011
7 Если цель обучения – состоит в формировании желаемых изменений в познавательной (когнитивной) и/или поведенческой сферах учащегося, Группа «Новое электронное образование», 2011 то это 1.хорошо 2.плохо Отсутствие знаний Дефицит знаний Неоптимальная структура знаний Нежелательное поведение Отсутствие определенных способов деятельности Несовершенные способы деятельности и т.п.
8 Если цель обучения – состоит в формировании желаемых изменений в познавательной (когнитивной) и/или поведенческой сферах учащегося, Группа «Новое электронное образование», 2011 то это 1.позитивно 2.негативно Отсутствие знаний Дефицит знаний Неоптимальная структура знаний Нежелательное поведение Отсутствие определенных способов деятельности Несовершенные способы деятельности и т.п.
9 Исходный мотив Исходный мотив традиционного обучения – ликвидация дефицита, нехватки чего-либо Группа «Новое электронное образование», 2011 Отсутствие знаний Нехватка знаний Неоптимальная структура знаний Нежелательное поведение Отсутствие определенных способов деятельности Несовершенные способы деятельности и т.п. Этот мотив 1.позитивен 2.негативен
10 Следовательно 1.Дефицитарный мотив является негативным. 2.Традиционное обучение изначально опирается на негативную мотивацию. Педагогический дизайн относится к традиционной парадигме обучения, значит – в его основе также лежит негативная исходная установка. Группа «Новое электронное образование», 2011
11 Наличное Имеющиеся на момент начала обучения знания, умения, навыки, опыт, представления, ценности, установки учащихся – это 1.хорошо 2.позитивно 3.плохо 4.негативно Группа «Новое электронное образование», 2011
12 Будьте объективны! Дефицит знаний, опытаНаличные знания, опыт Потребность в обучении Восполнение нехваткиРазвитие имеющегося Традиционный подходАльтернативный подход Содержание образования Внешние по отношению учащегося знания Имеющиеся знания и опыт Тип общенияМонологДиалог, полилог, внутренний диалог Механизм изменений Передатчик приемник Самообучение, саморазвитие Позитив Негатив Плохо Хорошо
13 Установка на: позитив VS негатив Дефицит знаний, опытаНаличные знания, опыт Потребность в обучении Восполнение нехваткиРазвитие имеющегося Традиционный подходАльтернативный подход Содержание образования Внешние по отношению учащегося знания Имеющиеся знания и опыт Тип общенияМонологДиалог, полилог, внутренний диалог Механизм изменений Передатчик приемник Самообучение, саморазвитие Н П
14 Маслоу от гг. С Группа «Новое электронное образование», 2011 Дефицитарные Метапотребности
15 Последний вариант Маслоу 1970 года Дефицитарные Группа «Новое электронное образование», 2011 Метапотребности
16 Кстати, о компетенциях Дефицитарные Группа «Новое электронное образование», 2011 Метапотребности
17 Один из возможных взглядов … ПозитивНегатив Принцип реальностиТо, что имеет место быть в данный момент времени в конкретной точке пространства То, что придет позитиву на смену
Немного постулатов от альтернативного 18 Группа «Новое электронное образование», 2010 Человек обладают безусловной способностью к развитию / недефицит В человеке имеется весь необходимый и достаточный потенциал развития / недефицит Мы можем учиться с помощью всего, что мы делаем / недефицит, однако Обучение происходит только тогда, когда мы мыслим и строим планы на будущее
19 Резюме Из двух зол выбирайте новое Группа «Новое электронное образование», 2011
Спасибо за работу! Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер-консультант руководитель Группы НЭО