Педагогические чтения 2007 год
« Использование новых активных форм и методов обучения в учебно- воспитательном процессе»
Метод обучения – это способ взаимосвязной деятельности учителя и обучающегося по достижению целей обучения, развития и воспитания.
Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения учащихся в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.
Четыре фактора, которые влияют на выбор метода обучения: Материально-дидактическая база Материально-дидактическая база Содержание учебного материала Содержание учебного материала Уровень обученности и воспитанности учащихся Уровень обученности и воспитанности учащихся Уровень методической подготовки преподавателя Уровень методической подготовки преподавателя
«Профессиональное мастерство»: качество выполнения работы качество выполнения работы производительность труда производительность труда профессиональная самостоятельность профессиональная самостоятельность культура труда культура труда творческое отношение к труду творческое отношение к труду экономическая целесообразность трудовой деятельности экономическая целесообразность трудовой деятельности
Методы специфичные только для производственного обучения: Методы специфичные только для производственного обучения: показ приемов трудовых действий, показ приемов трудовых действий, упражнения, упражнения, самостоятельные наблюдения учащихся, самостоятельные наблюдения учащихся, письменное инструктирование, письменное инструктирование, методы обучения учащихся высокопроизводительным приемам и способам работы, методы обучения учащихся высокопроизводительным приемам и способам работы, формирования творческого отношения к труду, формирования творческого отношения к труду, «активные» методы производственного обучения «активные» методы производственного обучения
«Активные» методы производственного и теоретического обучения : постановка учащихся в условия необходимости практического использования знаний и умений в новых непривычных для них условиях; постановка учащихся в условия необходимости практического использования знаний и умений в новых непривычных для них условиях; вскрытие противоречий между теоретически или принципиально возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью этого способа; вскрытие противоречий между теоретически или принципиально возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью этого способа; постановка учащихся перед необходимостью выбора правильного решения из ряда известных им решений; постановка учащихся перед необходимостью выбора правильного решения из ряда известных им решений; постановка учащихся в ситуацию, когда они осознают, что имеющихся у них знаний и умений недостаточно, чтобы решить поставленную задачу. постановка учащихся в ситуацию, когда они осознают, что имеющихся у них знаний и умений недостаточно, чтобы решить поставленную задачу.
Реализация принципов блочно-модульного обучения на уроках спеццикла
Предварительный этап работы преподавателя: I. Тщательная проработка учебного материала темы и каждого урока в отдельности, выделение идеи, формулировка задач; II. Определение содержания, объёма и последовательности учебных элементов (УЭ), указание времени отводимого на каждый из них; III. Подборка дополнительного материала, наглядных пособий, ТСО.
Каждый УЭ включает в себя: Чётко сформулированную цель обучения; Чётко сформулированную цель обучения; Перечень необходимого оборудования, материалов; Перечень необходимого оборудования, материалов; Страницы с иллюстрированным учебных текстом; Страницы с иллюстрированным учебных текстом; Проверку усвоения учебного материала: контрольные вопросы и практические задания Проверку усвоения учебного материала: контрольные вопросы и практические задания
Процедуры контроля: Проверка усвоения после изучения каждого УЭ; Проверка усвоения после изучения каждого УЭ; Промежуточные испытания после изучения УЭ каждого модульного блока; Промежуточные испытания после изучения УЭ каждого модульного блока; Анализ усвоения УЭ; заключительные квалификационные испытания Анализ усвоения УЭ; заключительные квалификационные испытания
Анализ успеваемости в группах : Группа, преподавател ь ПредметУспеваемость I, 2006 год Успеваемость 2007 год Шв-18 Насонова О.А Технология 45 % 55 % Шв-24 Климовская Е.В. Технология 42 % 64 % Зак-34 Ильина Н.А. Технология 47 % 65 % Зак-44 Насонова О.А. Технология 47 % 65 % Средний % качества обучения 45 % 62 %
Традиции и новации в методической работе Сравнительная характеристика Признаки и сравнения ТрадицииНовации Функции Информационная,к омпенсаторная, контрольно- коррекционная, адаптивная Диагностическая, прогностическая, проектировочная, мобилизационно- побудительная, исследовательская обучающая
Традиции и новации в методической работе Сравнительная характеристика Признаки и сравнения ТрадицииНовации Используемы е методы Информационно- обобщающие. Инструктивно- директивные. Объяснительно- побуждающие. В основном монологические методы (доклад, лекция, сообщение, рассказ, показ) Классические (имитационные) деловые игры. Решение педагогических (ситуативных) задач, т.е. абстрактных. Постепенные переход на диалогические методы (беседа, диспут, дебаты, дискуссия).
Традиции и новации в методической работе Сравнительная характеристика Признаки и сравнения ТрадицииНовации Позиция преподават еля мастера ОбучаемыйОбучающийся
Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива Оценка условий для развития инновационной деятельности для развития инновационной деятельности
Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива Чувствуете ли вы себя готовым к освоению новшеств
Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива Препятствия в освоении и разработки новшеств
Методическая тема:
Удовлетворённость ИПР жизнедеятельность в училище