Наглядный, словесный, практический методы. Проблемные методы. Развивающий характер обучения. Специфика методов и приемов музыкального воспитания и обучения детей. Нарастание проблемности в обучении детей. Роль самостоятельности в выполнении проблемных заданий. Разновидности наглядного метода в музыкальном воспитании. Наглядно-слуховой метод как ведущий метод музыкального воспитания. Значение метода упражнений. Вспомогательное значение наглядно- зрительного метода. Сочетание зрительной и слуховой наглядности. Универсальный характер словесного метода. Применение его в музыкальном воспитании. Роль беседы, рассказа, пояснения, разъяснения. Использование практических методов в музыкальном воспитании. Показ педагогом исполнительских приемов в каждом виде музыкальной деятельности. Метод поисковых ситуаций в развитии творческих способностей дошкольника. Вопросы по теме
В современной педагогике понимание методов воспитания и обучения. Рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и детей, направленные на решение задач образования, воспитания и развития детей. Наиболее распространенной в педагогике и устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, то есть деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.
Известные дидакты И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили свою классификацию методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический (частично поисковый), исследовательский.
Близкая по содержанию классификация педагогических методов обучения детей дошкольного возраста предложена А. В. Запорожцем и Т. А. Марковой. Ими выделяются методы: прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения.
методы эстетического воспитания и художественного обучения детей по Натальи Алексеевны Ветлугиной побуждение к сопереживанию; Убеждение; приучение, упражнение поисковые ситуации.
О. П. Радынова - методы формирования основ музыкальной культуры детей контрастных сопоставлений и метод уподоблений характеру музыки. предполагают путь освоения детьми культурных ценностей от эмоциональной отзывчивости на ценности музыкальной культуры через внешне выраженную активность в процессе их освоения и присвоения, к творчеству. Значение Метода контрастных сопоставлений: способствует активности эмоций, мышления и воображения, заостряет внимание детей, делает процесс восприятия музыки интересным, вносит элементы проблемности, побуждает ребенка к осознанию своих впечатлений, проявлениям самостоятельности и творческой активности
Значение метода уподоблений характеру музыки способствует формированию у ребенка эмоционально-осознанного восприятия, побуждает ребенка к активности (прежде всего, двигательной), помогает ему, следуя за развитием музыкального образа, выразить свое отношение, по- своему выразить те чувства и впечатления, которые вызывает музыка в каждый момент ее звучания, следовательно, формированию основ музыкальной культуры детей.
Значение игровых методов эти методы особенно важны, так как приобщение детей к ценностям музыкальной культуры несовместимо с натаскиванием, муштрой, окриком. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку, интерес к ней, воспитать положительное эмоционально-оценочное отношение можно только собственной увлеченностью музыкой
При выборе методов музыкального воспитания мы следуем от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него - к практике. Подбирая для обучения детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами: - обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения; - учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность; - учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Наглядный метод В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности; наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий). Словесный метод Объяснение. Пояснения. Указания. Поэтическое слово. Беседа. Вопросы. Замечания Метод практической деятельности Метод поисковой ситуации Метод переключения. Метод анализа и оценки
Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером.
I этап - наглядно-слуховой и словесный методы; II этап - возрастает роль практического метода; III этап - практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества. Этапы музыкального обучения детей дошкольного возраста.
Младшая группа Используется словесный метод, педагог чаще всего применяет объяснение
Средняя группа Широко применяется словесный метод и слуховая наглядность Старшая и подготовительные группы