Возрастные особенности пятиклассников
Происходит замена ведущей деятельности с учебной (что характерно для младшего школьника) на общение со сверстниками
Подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. (В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии, социальные нормы взаимодействия, моральные ценности.)
Учитывая физиологические особенности возраста («гормональную бурю», рассогласование темпов роста и развития различных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости (главного новообразования) что выражается в желании самоутвердиться
Стремление обрести себя как личность порождает порой потребность в отчуждении от всех. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Младший подросток пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я».
Способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех или неуспех существенно влияют на мотивацию учения
Оценки играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт (личностный и межличностный).
В отношениях с подростком Важно помочь ребенку достойно войти в коллектив, увидеть свою нишу среди одноклассников (осознать свой недостаток или наоборот положительное качество, которое ему поможет стать увереннее). Только взрослые способны помочь детям справиться с изменчивостью жизни и людей вокруг.
В отношениях с подростком уважать проявления его личности умение сохранять чувство юмора и оптимизм. Подросток воспринимает все происходящее с долей трагизма. Поэтому умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль « громоотвода ». Однако не стоит высмеивать или подшучивать над чувствами ребенка. Лучше всего посмотреть с юмором на саму ситуацию.