Первичный инструктаж по ОТ. Химия – часть естествознания Учитель МБОУ«Гимназия 1» г.Липецка Гревцева Н.Л.
Охрана труда в кабинете химия Общие требования Требования безопасности перед началом работы Требования безопасности во время работы Требования безопасности по окончании работы Требования безопасности в аварийных ситуациях
Методы изучения химии Наблюдение – целенаправленное восприятие химических объектов с целью их изучения. Эксперимент – это исследование которое проводят в контролируемых и управляемых условиях. Моделирование - это изучение объекта с помощью моделей, т.е. аналогов
Происхождение слова «химия» Существует более 10 версий происхождения слова «химия». Большинство учёных склоняются к 3 основным версиям…
Версия 1 - из Древнего Египта. От слова «хам», что означает: а) Название страны Египет; б) «тёмный или чёрный», чернозём - плодородная почва (в долине Нила).
В древнем Египте были широко развиты: А)Б) В) Б)
В древнем Египте были широко развиты: Г) Д)
Версия 2 – из Древней Греции. От слова «хамейя» – искусство выплавки металлов (литьё металлов) «Химевсис» - смешивание.
В древней Греции было развито:
Версия 3 – из Древнего Китая. От слова «ким», что означает «золото». По современным данным первые химические знания появились здесь за 3000 лет до н.э.
В Древнем Китае были изобретены: А) Б) В)
Периоды развития химии I. Наука древнего мира. II. Алхимический. III. Иатрохимия (или ятрохимия) IV. Эпоха флогистона (17 – 18 века) V. Период научной химии (19-20 век) VI. Современный период. ( 1869 год – наши дни)
Этапы развития химии Этапы НазваниеХронологические рамки 1 этап Хаотический(древнейшее время - IV век нашей эры) 2 этап Алхимический(IV век – середина XVI века ) 3 этап Становление химии как науки ( середина XVI века - середина XVIII века) 4 этап Научно экспериментальный ( середина XVIII века год) 5 этап Современный( 1869 год – наши дни)
Хаотический этап
Выдающиеся учёные и их открытия. (Хаотический этап) Левкипп и Демокрит (Древняя Греция) высказали мысль о том, что атом -мельчайшая, простейшая, неделимая частица.
Алхимический этап Задачи алхимии: 1. Получение (нахождение ) «философского камня», мистического вещества, образующего золото из любого неблагородного металла (ртути, свинца, олова и других). 2. Получение ( нахождение ) «эликсира молодости»- мистического вещества, дающего вечную молодость.
Апартаменты алхимика.
Выдающиеся учёные и их открытия. (Алхимический этап) Зосима Панополитанский (Греция) Появляется современный термин «химия»(около 400 года) Мао – Хоа (Китай) В воздух входит газ, который поддерживает горение и дыхание (середина VIII века) Джабир ибн Хайян (Персия). Описаны приёмы фильтрования и кристаллизации.( годы) Абу-Ар-Рази (Персия). Описаны возгонка, плавление, дистилляция, обжиг металлов и др. Классифицированы вещества на землистые, растительные и животные (начало X века).
Выдающиеся учёные и их открытия. (Алхимический этап) Ибн Сина (Авицена). «Книга исцеляющих средств» ( годы) Теофраст Парацельс (Герм). Развивает новое направление -иатрохимию.
Алхимия – ключ ко всем познаниям, венец средневековой учёности. Алхимики, хотя и не смогли найти философский камень, сделали столько открытий, наблюдали столько реакций, что это способствовало становлению новой науки. Именно алхимики в поисках философского камня заложили фундамент для создания химии.
3 этап. Становление химии как науки Сформулирована основная задача химии: исследование состава различных тел, поиск новых элементов. Сформулировано определение «химии»: искусство разделять различные вещества, содержащиеся в смешанных телах (минеральных, растительных, животных).
Выдающиеся учёные и их открытия. (3 этап. Становление химии как науки) Пьер Гассенди. (Франция) Введено понятие «молекула» (1624 год). Иоганн Рудольф Глаубер (Германия) Синтезированы многие соли.
Выдающиеся учёные и их открытия. ( 3 этап. Становление химии как науки ) Роберт Бойль (Англия) Впервые применены индикаторы. Никола Лемери (Франция) Дал определение «химии».
4 этап. Научно - экспериментальный Макет химической лаборатории М. В. Ломоносова. Музей М. В. Ломоносова в Санкт – Петербурге.
Выдающиеся учёные и их открытия. (Научно - экспериментальный этап)
5 этап. Современный 1869 год
В настоящее время химия решает множество задач, среди которых изучение законов химических превращений, создание и производство новых веществ и материалов, защита окружающей среды, создание научного фундамента других наук и многие другие. Главное - это понимать, что мы изучаем окружающий мир не только для того, чтобы знать, но и для того, чтобы уметь применять свои знания на практике, то есть в работе, быту и производстве, чтобы сделать свою жизнь лучше, чтобы принимать правильные управленческие решения.
Желаю вам успехов в изучении химии – этой интересной и необходимой науки в жизни каждого человека.
Д/з: записи в тетради; § 1, вопросы 1-5 стр. 7