Обучение общению на основе текста Доленчук Нурзия Гумяровна, Учитель иностранных языков, Iкатегории МОУ Владимировская СОШ
Цели и задачи: 1.У учащихся должны сформироваться устойчивый интерес к изучению предмета «иностранный язык». 1.У учащихся должны сформироваться устойчивый интерес к изучению предмета «иностранный язык». 2.У учащихся должна появиться уверенность в том, что они способны изучить иностранный язык (а в случае необходимости и не один). 2.У учащихся должна появиться уверенность в том, что они способны изучить иностранный язык (а в случае необходимости и не один).
Тексты, предлагаемые авторами учебников, по которым работают дети, оснащены упражнениями. Но они только контролируют понимание основного содержания прочитанного. А мне хочется, чтобы дети могли говорить. Хотя бы на основе текста. Тексты, предлагаемые авторами учебников, по которым работают дети, оснащены упражнениями. Но они только контролируют понимание основного содержания прочитанного. А мне хочется, чтобы дети могли говорить. Хотя бы на основе текста.
Этапы работы над текстом: I этап – постановка коммуникативной задачи, содержащей указание на глубину проникновения в текст. I этап – постановка коммуникативной задачи, содержащей указание на глубину проникновения в текст. II этап – предтекстовые упражнения, которые должны обеспечивать «вхождение» в текст, и часто даже снятие трудностей понимания прочитанного II этап – предтекстовые упражнения, которые должны обеспечивать «вхождение» в текст, и часто даже снятие трудностей понимания прочитанного III этап – послетекстовые упражнения, которые обеспечивают проверку понимания текста, закреплению лексики по теме. III этап – послетекстовые упражнения, которые обеспечивают проверку понимания текста, закреплению лексики по теме. IV этап – упражнения, содержащие задания, которые нацелены на порождение собственного высказывания по теме. IV этап – упражнения, содержащие задания, которые нацелены на порождение собственного высказывания по теме.
I этап. Стратегия чтения определяет степень проникновения в содержание текста. Существует 2 типа чтения – чтение с полным и точным пониманием и чтение с пониманием основного содержания. В первом случае ученик может не только сформулировать основную мысль и высказать свое мнение, но он хорошо ориентируется в тексте, знает его содержание. Во втором случае ученик может отойти от текста, использовать содержащую информацию при составлении своего собственного высказывания.
II этап. Предтекстовые упражнения снимают лексические и грамматические трудности. Это могут быть такие упражнения: Предтекстовые упражнения снимают лексические и грамматические трудности. Это могут быть такие упражнения: Прочитай текст и обрати внимание на то, как автор описывает обстановку в доме. Прочитай текст и обрати внимание на то, как автор описывает обстановку в доме. Прочитай текст и найди слова, которые описывают главного героя. Прочитай текст и найди слова, которые описывают главного героя. Выдели из первого (второго и т.д.) абзаца ключевые слова. Эти слова нужны при составления плана пересказа текста. Выдели из первого (второго и т.д.) абзаца ключевые слова. Эти слова нужны при составления плана пересказа текста.
III этап. Задача этого этапа состоит в том, что учащиеся как бы создают собственное произведение на основе и в связи прочитанного текста: Задача этого этапа состоит в том, что учащиеся как бы создают собственное произведение на основе и в связи прочитанного текста: Рассказать об одном и том же событии от лица различных героев текста Рассказать об одном и том же событии от лица различных героев текста Придумать другое начало или конец текста Придумать другое начало или конец текста Выполнить иллюстрации к тексту Выполнить иллюстрации к тексту Опираясь на свой жизненный опыт, проанализировать событие, поступки героев Опираясь на свой жизненный опыт, проанализировать событие, поступки героев
IV этап. Цель этого этапа выявить степень понимания учащимися содержания текста: Цель этого этапа выявить степень понимания учащимися содержания текста: Найди неправильные утверждения Найди неправильные утверждения Подобрать правильный вариант ответа Подобрать правильный вариант ответа Закончить предложение, опираясь на содержание текста Закончить предложение, опираясь на содержание текста Определить основную идею текста Определить основную идею текста Определить отношение автора к герою Определить отношение автора к герою Определить где?, когда?, почему произошло событие, описываемое в тексте Определить где?, когда?, почему произошло событие, описываемое в тексте и т.д. и т.д.
Открытые мероприятия, проведенные в учебном году: 7 февраля 2008 – открытый урок во 2-ом классе. Тема: Веселые старты. 7 февраля 2008 – открытый урок во 2-ом классе. Тема: Веселые старты марта 2008 – неделя иностранных языков марта 2008 – неделя иностранных языков 23 марта – мастер-класс по теме «Работа с текстом» на семинаре учителей иностранных языков 23 марта – мастер-класс по теме «Работа с текстом» на семинаре учителей иностранных языков
Лучшие работы
Литература: 1.ИЯШ М.А.Нуждина, Рязань «К вопросу управления процессом порождения речевого произведения на основе текста» 1.ИЯШ М.А.Нуждина, Рязань «К вопросу управления процессом порождения речевого произведения на основе текста» 2.ИЯШ О.Б.Зырянова, г.Новосибирск «Способы и приемы усвоения языкового материала при пересказе текстов» 2.ИЯШ О.Б.Зырянова, г.Новосибирск «Способы и приемы усвоения языкового материала при пересказе текстов»
Учеб. год Колич- во учащ- ся На «4» и «5» Качест. успевае мость % %
Результаты работы Данная система не является универсальной. Но она много приносит плодов моего труда, хотя качественная успеваемость желает быть лучше. Дети плохо и без интереса читают на родном языке, с каждым классом повышаются требования к предмету – потухает интерес к иностранному языку.
План работы на следующий учебный год: Разработать цикл уроков работы с текстом в классах, изучающих английский язык Разработать цикл уроков работы с текстом в классах, изучающих английский язык Усилить внимание со стороны учителя за техникой чтения: Усилить внимание со стороны учителя за техникой чтения: индивидуальная работа с учащимися 5-го класса индивидуальная работа с учащимися 5-го класса