Гордость и гордыня
Чем отличаются друг от друга понятия гордость, гордыня, тщеславие? Как вы понимаете следующие выражения? 1)Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость. 2)Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает. 3) Человек всегда гордится тем, что начертал где-то свое имя, хотя бы на коре дерева, и всегда приходит в удивление, когда больше не находит его. 5) Гордость как бы прибавляет людям росту, тщеславие лишь раздувает их
Однажды холодной осенью по лесу летала летучая мышь и горько плакала. Ее плач услышал король птиц - орел. - Почему ты плачешь, маленькая летучая мышь? - спросил он. - Я плачу, потому что мне очень холодно. - Но ведь другим птицам тоже несладко, но они не жалуются? - Им не так плохо, как мне, потому что у них есть перышки, а у меня их нет. Орел с минуту подумал, а потом велел своим слугам - сорокам собрать со всех птиц по одному перышку для летучей мыши. Когда она надела на себя все принесенные перышки, то превратилась в прекрасное существо. Ее крылья, головка и брюшко переливались всеми цветами радуги. Летучая мышь очень возгордилась. Она перестала разговаривать со всеми и целыми днями, сидя на ветке, любовалась на свое отражение в лужице подмерзающей воды. Обидевшись, птицы обратились с жалобой к орлу. - Летучая мышь, - сказали они, - теперь считает себя первой лесной красавицей. Она перестала со всеми разговаривать и даже павлинов обзывает дурнушками - Летучая мышь, - сказали они, - теперь считает себя первой лесной красавицей. Она перестала со всеми разговаривать и даже павлинов обзывает дурнушками.
Орел вызвал к себе летучую мышь и спросил ее, правда ли то, что ему сообщили лесные птицы. - Конечно, - ответила летучая мышь. - Они мне теперь не компания, я гораздо красивее их. Убедись сам. Она расправила свои крылья, и орел увидел, что они действительно хороши. - Отлично, - сказал орел. - Если ты считаешь, что так пригожа, то каждая птица заберет обратно свое перышко. Посмотрим, какая ты будешь без них. Все птицы накинулись на летучую мышь и расхватали свои перышки. Увидев свое отражение, летучая мышь пришла в ужас: из лужицы на нее смотрело голое, сморщенное, уродливое существо. Ей стало таю стыдно, что отныне она появлялась только ночью, когда никто не мог ее видеть.
Гордым быть – глупым слыть. За очи горда, а в очи раба. С высока полета вскружится голова. Что вашему пригожеству до нашего убожества? Не подымай носу: спотыкнешься.
Гордыня... Гордость... Корень в них единый. Оттенков в поведении не счесть... И если в Гордости пороки победимы, Гордыне ж не знакомо слов Честь. На тонкой грани Гордость и Гордыня в сознании нашем борются весь век. В себя какое принимает Имя, таким и остаётся Человек