Казахстанско Российский Медицинский Университет Великий Шелковый Путь и степная цивилизация тюрков Бакытулы Ернар.
План: Введение Введение Изучение Шелкового пути Изучение Шелкового пути Формирование Шелкового пути. Формирование Шелкового пути. Пути маршрутов Пути маршрутов Факторы эволюции Великого шелкового пути. Факторы эволюции Великого шелкового пути. Борьба за контроль над Великим шелковым путем в доисламский период (2 в. до н.э. – 8 в. н.э.). Борьба за контроль над Великим шелковым путем в доисламский период (2 в. до н.э. – 8 в. н.э.). Заключение Заключение Список литературы Список литературы
Введение ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ – система караванных торговых путей, соединявших со 2 в. до н.э. до 15 в. страны Евразии – от Западной Европы до Китая. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ – система караванных торговых путей, соединявших со 2 в. до н.э. до 15 в. страны Евразии – от Западной Европы до Китая.Евразии Китая Евразии Китая Термин «Великий шелковый путь» (Great silk road) вошел в историческую науку в конце 19 в., после публикации в 1877 немецким историком К.Рихтгофеном книги Китай. Этот караванный торговый путь был самым протяженным (более 7 тыс. км) в докапиталистическую эпоху. Он играл роль связующего звена между странами разных цивилизаций и социально-экономических систем. Термин «Великий шелковый путь» (Great silk road) вошел в историческую науку в конце 19 в., после публикации в 1877 немецким историком К.Рихтгофеном книги Китай. Этот караванный торговый путь был самым протяженным (более 7 тыс. км) в докапиталистическую эпоху. Он играл роль связующего звена между странами разных цивилизаций и социально-экономических систем.
Один из наиболее протяженных участков Шелкового пути проходил через территорию Средней Азии и Казахстана Один из наиболее протяженных участков Шелкового пути проходил через территорию Средней Азии и Казахстана Начало контактов и обменных связей восходит по времени к IIIII тысячелетиям до новой эры. Эти контакты связаны с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении реки Яркенд-Дарьи в районе Хотана (Восточный Туркестан). Начало контактов и обменных связей восходит по времени к IIIII тысячелетиям до новой эры. Эти контакты связаны с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении реки Яркенд-Дарьи в районе Хотана (Восточный Туркестан). В середине I тысячелетия до новой эры стал функционировать отрезок шелкового пути, который получил название 'степной путь'. Часть его пролегала по территории нынешнего Казахстана. По этому пути распространялись шелк, меха, шкуры, ковры... В середине I тысячелетия до новой эры стал функционировать отрезок шелкового пути, который получил название 'степной путь'. Часть его пролегала по территории нынешнего Казахстана. По этому пути распространялись шелк, меха, шкуры, ковры...
Еще недавно считалось, что изобретение шелка и торговля относятся к I тыс. до н. э. Однако китайские археологии, которые вели раскопки в провинции Чжецзянь, вблизи озера Тайху, нашли шелковые ткани, пояса и пряжу, относящиеся к эпохе неолита. Еще недавно считалось, что изобретение шелка и торговля относятся к I тыс. до н. э. Однако китайские археологии, которые вели раскопки в провинции Чжецзянь, вблизи озера Тайху, нашли шелковые ткани, пояса и пряжу, относящиеся к эпохе неолита. Возраст ткани 2750±100 лет до н. э. Анализ ткани свидетельствует о том, что уже к этому времени, то есть пять тысяч лет назад, шелководство было на достаточно высоком уровне. Уже в VIV вв. до н. э. китайский шелк стад вывозиться в другие страны, в том числе и на Запад. Возраст ткани 2750±100 лет до н. э. Анализ ткани свидетельствует о том, что уже к этому времени, то есть пять тысяч лет назад, шелководство было на достаточно высоком уровне. Уже в VIV вв. до н. э. китайский шелк стад вывозиться в другие страны, в том числе и на Запад. Шелковая попона с вышитыми на ней фениксами была найдена при раскопках одного из 'царских' курганов Пазырыка на Алтае, датированного V в. до н. э. Шелковые ткани и бахрома, подшитая к изделиям из шерсти, обнаружены в захоронениях VIV вв. до н. э. в районах Южной и Западной Европы. Шелковая попона с вышитыми на ней фениксами была найдена при раскопках одного из 'царских' курганов Пазырыка на Алтае, датированного V в. до н. э. Шелковые ткани и бахрома, подшитая к изделиям из шерсти, обнаружены в захоронениях VIV вв. до н. э. в районах Южной и Западной Европы.
Но лишь в середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. Но лишь в середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. А все началось в 138 году, когда из Ханьской столицы вышел посольский китайский караван, который сопровождал князя Чжан-Цзяня, посланного императором У-ди в страны Запада. Через 13 лет Чжан-Цзян вернулся назад, а затем вновь совершил свое путешествие. А все началось в 138 году, когда из Ханьской столицы вышел посольский китайский караван, который сопровождал князя Чжан-Цзяня, посланного императором У-ди в страны Запада. Через 13 лет Чжан-Цзян вернулся назад, а затем вновь совершил свое путешествие. Он смог добраться до районов сегодняшнего Афганистана и первым прошел прямым путем из внутренних районов Китая в Центральную Азию. Вслед за ним по этому пути прошли на Запад караваны с шелком, а в Китай - товары из Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. Он смог добраться до районов сегодняшнего Афганистана и первым прошел прямым путем из внутренних районов Китая в Центральную Азию. Вслед за ним по этому пути прошли на Запад караваны с шелком, а в Китай - товары из Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока.
В VIVII вв. нашей эры наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан. Объясняется это следующими причинами. В Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию. В VIVII вв. нашей эры наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан. Объясняется это следующими причинами. В Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию. Во-вторых, как объясняют специалисты, дорога через Фергану в VII веке стала опасной из-за междоусобиц. И, наконец, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров. Именно в это время происходит оживление казахстанского участка Шелкового пути, который сыграл важную роль в развитии городской культуры Семиречья и Южного Казахстана. В Семиречье он стимулировал возникновение целого ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту тех городов, которые оказались либо на самой трассе пути, либо были связаны с ней торговыми ответвлениями. Во-вторых, как объясняют специалисты, дорога через Фергану в VII веке стала опасной из-за междоусобиц. И, наконец, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров. Именно в это время происходит оживление казахстанского участка Шелкового пути, который сыграл важную роль в развитии городской культуры Семиречья и Южного Казахстана. В Семиречье он стимулировал возникновение целого ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту тех городов, которые оказались либо на самой трассе пути, либо были связаны с ней торговыми ответвлениями. Шелковый путь через Семиречье и Южный Казахстан функционировал вплоть до XIV века, до тех пор, пока междоусобицы и войны не привели к гибели городскую культуру. Последнее оживление приходится на середину XIII века, когда по нему двигались торговые и дипломатические посольства в Каракорум столицу монгольской империи. Именно к этому времени относятся поездки итальянца Плано Карпини и француза Гильома де Рубрука, А последней здесь прошла в гг. миссия Джованни Мариньоло. В 1424 году император Юнле из династии Мин приказал закрыть северо-западные границы Китая. Шелковый путь через Семиречье и Южный Казахстан функционировал вплоть до XIV века, до тех пор, пока междоусобицы и войны не привели к гибели городскую культуру. Последнее оживление приходится на середину XIII века, когда по нему двигались торговые и дипломатические посольства в Каракорум столицу монгольской империи. Именно к этому времени относятся поездки итальянца Плано Карпини и француза Гильома де Рубрука, А последней здесь прошла в гг. миссия Джованни Мариньоло. В 1424 году император Юнле из династии Мин приказал закрыть северо-западные границы Китая.
В наши дни по решению ЮНЕСКО началось осуществление международного проекта по комплексному изучению Великого Шелкового пути. Он предусматривает две программы: 'Окружающая человека среда, ресурсы земли и моря' и 'Культура и будущее'. В октябре 1989 года на территории Средней Азии и Казахстана работала Международная экспедиция. В наши дни история Великого Шелкового пути вызывает огромный интерес во всем мире. В наши дни по решению ЮНЕСКО началось осуществление международного проекта по комплексному изучению Великого Шелкового пути. Он предусматривает две программы: 'Окружающая человека среда, ресурсы земли и моря' и 'Культура и будущее'. В октябре 1989 года на территории Средней Азии и Казахстана работала Международная экспедиция. В наши дни история Великого Шелкового пути вызывает огромный интерес во всем мире. Давая оценку проекту, генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор сказал: 'Шелковый путь, проходивший через степи, моря и пустыни, представлял великолепную возможность для установления контактов и диалога, способствовал возможностям взаимного обогащения выдающихся цивилизаций. Цель проекта комплексного исследования Шелкового пути содействовать тому, чтобы народы сегодня осознали необходимость возобновить диалог, воспользовались имеющей историческое значение возможностью взаимопонимания и взаимного обогащения цивилизаций, расположенных вдоль этого пути'. Давая оценку проекту, генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор сказал: 'Шелковый путь, проходивший через степи, моря и пустыни, представлял великолепную возможность для установления контактов и диалога, способствовал возможностям взаимного обогащения выдающихся цивилизаций. Цель проекта комплексного исследования Шелкового пути содействовать тому, чтобы народы сегодня осознали необходимость возобновить диалог, воспользовались имеющей историческое значение возможностью взаимопонимания и взаимного обогащения цивилизаций, расположенных вдоль этого пути'. Проект рассчитан на пять лет. И он уже осуществляется в двух направлениях. С одной стороны, проводятся крупные научные исследования и встречи на международном и национальном уровнях, с другой к участию в проекте подключаются средства массовой информации, неправительственные организации и неформальные объединения ученых и деятелей культуры с целью привлечения к изучаемой проблеме внимания широких кругов мировой общественности. Мероприятия проводятся в рамках проходящего по решению Организации Объединенных Наций Всемирного десятилетия развития культуры. Проект рассчитан на пять лет. И он уже осуществляется в двух направлениях. С одной стороны, проводятся крупные научные исследования и встречи на международном и национальном уровнях, с другой к участию в проекте подключаются средства массовой информации, неправительственные организации и неформальные объединения ученых и деятелей культуры с целью привлечения к изучаемой проблеме внимания широких кругов мировой общественности. Мероприятия проводятся в рамках проходящего по решению Организации Объединенных Наций Всемирного десятилетия развития культуры.
Изучение Шелкового пути Комплексное изучение Шелкового пути завершится проведением в 2002 году в Париже международной конференции, которая подведет итоги работы. Будет организована крупная выставка. На ней впервые будут представлены выдающиеся коллекции произведений искусства, посвященные Великой дороге людей. Будет издана также фундаментальная монография с обобщением результатов исследований в области истории, экономики и культуры стран на Великом Шелковом пути в различные исторические периоды. Нам всем повезло. Мы являемся свидетелями возрождения Великого Шелкового пути дороги мира, взаимопонимания, дружбы между народами. Комплексное изучение Шелкового пути завершится проведением в 2002 году в Париже международной конференции, которая подведет итоги работы. Будет организована крупная выставка. На ней впервые будут представлены выдающиеся коллекции произведений искусства, посвященные Великой дороге людей. Будет издана также фундаментальная монография с обобщением результатов исследований в области истории, экономики и культуры стран на Великом Шелковом пути в различные исторические периоды. Нам всем повезло. Мы являемся свидетелями возрождения Великого Шелкового пути дороги мира, взаимопонимания, дружбы между народами.
Формирование Шелкового пути. Формирование Шелкового пути. Хотя единая трансевразийская система караванных коммуникаций сложилась только в конце 2 в. до н.э., отдельные ее сегменты возникли гораздо раньше. Формирование Шелкового пути. Хотя единая трансевразийская система караванных коммуникаций сложилась только в конце 2 в. до н.э., отдельные ее сегменты возникли гораздо раньше. Согласно данным современной археологии, с 3 тыс. до н.э. функционировал «лазуритовый путь», по которому полудрагоценный камень лазурит перевозился из предгорий Памира (из района Бадахшан на территории современного Таджикистана) на очень дальние расстояния на запад и на юг, до стран Ближнего Междуречья (Ур, Лагаш) и Индии (Хараппа, Мохенджо-Даро). С конца 2 тыс. до н.э. начал работать «нефритовый путь» – торговля самоцветами из Центральной Азии (из района Куньлунь на территории современного китайского Синьцзян-Уйгурского района) по восточному пути, в обмен на шелк из Китая. Согласно данным современной археологии, с 3 тыс. до н.э. функционировал «лазуритовый путь», по которому полудрагоценный камень лазурит перевозился из предгорий Памира (из района Бадахшан на территории современного Таджикистана) на очень дальние расстояния на запад и на юг, до стран Ближнего Междуречья (Ур, Лагаш) и Индии (Хараппа, Мохенджо-Даро). С конца 2 тыс. до н.э. начал работать «нефритовый путь» – торговля самоцветами из Центральной Азии (из района Куньлунь на территории современного китайского Синьцзян-Уйгурского района) по восточному пути, в обмен на шелк из Китая.
В середине 1 тыс. до н.э. эти две караванные трассы начали сливаться: бадахшанский лазурит попадает в Китай, а в Персии и в долине Инда получают распространение одежды из китайского шелка. Однако торговля шла через длинную цепочку посредников, так что китайцы и народы Средиземноморья не имели представлений о существовании друг друга. В середине 1 тыс. до н.э. эти две караванные трассы начали сливаться: бадахшанский лазурит попадает в Китай, а в Персии и в долине Инда получают распространение одежды из китайского шелка. Однако торговля шла через длинную цепочку посредников, так что китайцы и народы Средиземноморья не имели представлений о существовании друг друга. В формировании Великого шелкового пути как сквозной трансевразийской магистрали решающую роль сыграл древнекитайский чиновник Чжан Цянь. В формировании Великого шелкового пути как сквозной трансевразийской магистрали решающую роль сыграл древнекитайский чиновник Чжан Цянь.
Хотя Чжан Цянь не смог добиться от контролировавших Бактрию юэчжей военной помощи в борьбе с сюнну, собранные им сведения были признаны исключительно важными. В 123–119 до н.э. китайские войска самостоятельно нанесли поражение сюнну, обезопасив путь из Китая на запад. Именно с конца 2 в. до н.э. можно говорить о функционировании Великого шелкового пути как сквозного маршрута, соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта огромная система караванных путей просуществовала более полутора тысяч лет – много дольше, чем другие дальние сухопутные торговые пути (как, например, путь «из варяг в греки»). Хотя Чжан Цянь не смог добиться от контролировавших Бактрию юэчжей военной помощи в борьбе с сюнну, собранные им сведения были признаны исключительно важными. В 123–119 до н.э. китайские войска самостоятельно нанесли поражение сюнну, обезопасив путь из Китая на запад. Именно с конца 2 в. до н.э. можно говорить о функционировании Великого шелкового пути как сквозного маршрута, соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта огромная система караванных путей просуществовала более полутора тысяч лет – много дольше, чем другие дальние сухопутные торговые пути (как, например, путь «из варяг в греки»).
Пути маршрутов Хотя маршруты Шелкового пути менялись, можно выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад: Хотя маршруты Шелкового пути менялись, можно выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад: – южная дорога – от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию; – южная дорога – от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию; – северная дорога – от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря. – северная дорога – от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря. Между южной и северной дорогой было несколько соединяющих и промежуточных маршрутов. С течением времени сеть коммуникаций становилась все более густой, включала все больше ответвлений. Основные маршруты сдвигались то на северную, то на южную дорогу. Между южной и северной дорогой было несколько соединяющих и промежуточных маршрутов. С течением времени сеть коммуникаций становилась все более густой, включала все больше ответвлений. Основные маршруты сдвигались то на северную, то на южную дорогу.
Факторы эволюции Великого шелкового пути. Факторы эволюции Великого шелкового пути. Развитие Шелкового пути зависело как от экономических, так и от политических факторов. Факторы эволюции Великого шелкового пути. Развитие Шелкового пути зависело как от экономических, так и от политических факторов. В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в основном с востока на запад. Покупательская способность европейцев была нестабильной. В Римской империи периода ее расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользовались огромным спросом. Упадок античного общества и натурализация хозяйства стран Западной Европы привели к тому, что товары с Востока стали доходить, как правило, только до Византии. Лишь в период зрелого феодализма, с 11 в., в Западной Европы снова стали активно покупать восточные товары. Поскольку на Великом шелковом пути потребителями товаров были также страны Ближнего Востока и Индии, этот путь не замирал даже в раннее средневековье. После арабских завоеваний восточные товары стали потреблять на всем южном Средиземноморье, вплоть до Испании. В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в основном с востока на запад. Покупательская способность европейцев была нестабильной. В Римской империи периода ее расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользовались огромным спросом. Упадок античного общества и натурализация хозяйства стран Западной Европы привели к тому, что товары с Востока стали доходить, как правило, только до Византии. Лишь в период зрелого феодализма, с 11 в., в Западной Европы снова стали активно покупать восточные товары. Поскольку на Великом шелковом пути потребителями товаров были также страны Ближнего Востока и Индии, этот путь не замирал даже в раннее средневековье. После арабских завоеваний восточные товары стали потреблять на всем южном Средиземноморье, вплоть до Испании.
Развитие Великого шелкового пути сильно зависело от геополитического противоборства разных стран за контроль над караванными путями. Развитие Великого шелкового пути сильно зависело от геополитического противоборства разных стран за контроль над караванными путями. Для его успешного функционирования была необходима политическая стабильность на всем протяжении пути, от восточного Средиземноморья до Китая. Этого можно было добиться двояко – либо созданием огромной империи, контролирующей все важнейшие евразийские караванные пути, либо «разделом мира» между крупными региональными державами, способными обеспечить безопасность торговли. Взимание пошлин с купеческих караванов давало высокий доход правителям государств Азии, по которым пролегали караванные маршруты. Для его успешного функционирования была необходима политическая стабильность на всем протяжении пути, от восточного Средиземноморья до Китая. Этого можно было добиться двояко – либо созданием огромной империи, контролирующей все важнейшие евразийские караванные пути, либо «разделом мира» между крупными региональными державами, способными обеспечить безопасность торговли. Взимание пошлин с купеческих караванов давало высокий доход правителям государств Азии, по которым пролегали караванные маршруты. Поэтому они стремились, с одной стороны, обеспечить купцам безопасность, а, с другой, завоевать контроль над как можно большим участком пути. Междоусобные войны и упадок центральной власти приводили к разорению городов, узловых пунктов на торговых путях, и грабежу караванов. Это вело к разрушению отдельных участков или даже всего Великого шелкового пути. Поэтому они стремились, с одной стороны, обеспечить купцам безопасность, а, с другой, завоевать контроль над как можно большим участком пути. Междоусобные войны и упадок центральной власти приводили к разорению городов, узловых пунктов на торговых путях, и грабежу караванов. Это вело к разрушению отдельных участков или даже всего Великого шелкового пути.
В истории этого пути были три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался одним государством: Тюркским каганатом в последней трети 6 в., империей Чингисхана во второй четверти 13 в. и империей Тимура (Тамерлана) в последней трети 14 в. Однако из-за высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было чрезвычайно трудно. Чаще наблюдался «раздел мира» между несколькими крупными странами. В истории этого пути были три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался одним государством: Тюркским каганатом в последней трети 6 в., империей Чингисхана во второй четверти 13 в. и империей Тимура (Тамерлана) в последней трети 14 в. Однако из-за высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было чрезвычайно трудно. Чаще наблюдался «раздел мира» между несколькими крупными странами.Чингисхана ТимураЧингисхана Тимура
Борьба за контроль над Великим шелковым путем в доисламский период (2 в. до н.э. – 8 в. н.э.). Борьба за контроль над Великим шелковым путем в доисламский период (2 в. до н.э. – 8 в. н.э.). До 3 в. н.э. почти вся Евразия контролировалась четырьмя региональными империями – Римской (Средиземноморье), Парфянской (Ближний Восток), Кушанской (Индия, Афганистан, Средняя Азия) и Ханьской (Китай). Хотя между ними шла борьба за контроль над ключевыми пунктами торговых путей (например, за Армению между римлянами и парфянами), в целом этому «квартету империй» удавалось обеспечить стабильность караванных маршрутов. Борьба за контроль над Великим шелковым путем в доисламский период (2 в. до н.э. – 8 в. н.э.). До 3 в. н.э. почти вся Евразия контролировалась четырьмя региональными империями – Римской (Средиземноморье), Парфянской (Ближний Восток), Кушанской (Индия, Афганистан, Средняя Азия) и Ханьской (Китай). Хотя между ними шла борьба за контроль над ключевыми пунктами торговых путей (например, за Армению между римлянами и парфянами), в целом этому «квартету империй» удавалось обеспечить стабильность караванных маршрутов. Затем эта система рухнула: от Римской империи осталась только Византия, Парфянскую империю сменило государство Сасанидов, Кушанская и Ханьская империя распались на многие враждующие друг с другом государства. Период ухудшения функционирования Великого шелкового пути продлился до 6 в., когда в Евразии снова начали формироваться сильные региональные державы. Затем эта система рухнула: от Римской империи осталась только Византия, Парфянскую империю сменило государство Сасанидов, Кушанская и Ханьская империя распались на многие враждующие друг с другом государства. Период ухудшения функционирования Великого шелкового пути продлился до 6 в., когда в Евразии снова начали формироваться сильные региональные державы.
Заключение Воспользовавшись временным ослаблением земледельческих цивилизаций, разные участки Шелкового пути несколько веков контролировали различные кочевые племена (гунны, авары, огузы и др.). Во второй половине 6 в. самое сильное из них, племя тюрков, попыталось захватить весь Шелковый путь. В 570–600 Тюркский каганат объединил территорию Средней Азии и всех евразийских степей, от Причерноморья до Северного Китая. В результате тюркской экспансии ведущую роль в торговле стали играть согдийские купцы. Однако этот период централизации оказался коротким. На обломках распавшегося Тюркского каганата образовался ряд кочевых государств (Хазарский каганат, Западно-тюркский каганат, Восточно- тюркский каганат, Уйгурский каганат и др.), контролировавших лишь локальные сегменты пути. Воспользовавшись временным ослаблением земледельческих цивилизаций, разные участки Шелкового пути несколько веков контролировали различные кочевые племена (гунны, авары, огузы и др.). Во второй половине 6 в. самое сильное из них, племя тюрков, попыталось захватить весь Шелковый путь. В 570–600 Тюркский каганат объединил территорию Средней Азии и всех евразийских степей, от Причерноморья до Северного Китая. В результате тюркской экспансии ведущую роль в торговле стали играть согдийские купцы. Однако этот период централизации оказался коротким. На обломках распавшегося Тюркского каганата образовался ряд кочевых государств (Хазарский каганат, Западно-тюркский каганат, Восточно- тюркский каганат, Уйгурский каганат и др.), контролировавших лишь локальные сегменты пути.Хазарский каганат Хазарский каганат
На протяжении следующих примерно полутора столетий первенствующую роль в контроле над центральноазиатскими трассами Великого шелкового пути играла китайская империя Тан. Ведя с переменным успехом войны с кочевыми племенами, китайцы поставили под свой контроль почти всю Среднюю Азию, до Самарканда и Бухары. Этот период (7 – первая половина 8 вв.) многие называют периодом наивысшего расцвета трансевразийской торговли. На протяжении следующих примерно полутора столетий первенствующую роль в контроле над центральноазиатскими трассами Великого шелкового пути играла китайская империя Тан. Ведя с переменным успехом войны с кочевыми племенами, китайцы поставили под свой контроль почти всю Среднюю Азию, до Самарканда и Бухары. Этот период (7 – первая половина 8 вв.) многие называют периодом наивысшего расцвета трансевразийской торговли.
Список литературы Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества. М.М Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества. М.М Смолякова Н.В. История Руси и России IX-XIX вв. М Смолякова Н.В. История Руси и России IX-XIX вв. М Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М Древние цивилизации. Под общ. Редакцией Бонгард-Левина Г.М. М Древние цивилизации. Под общ. Редакцией Бонгард-Левина Г.М. М Пособие по истории СССР. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. М Пособие по истории СССР. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. М Методическое пособие по истории России. КГПУ. Калуга Методическое пособие по истории России. КГПУ. Калуга
Выполнил: Выполнил: Ходжа Фарзад Ходжа Фарзад Стом.фак. Стом.фак. 102 а-группа 102 а-группа Алматы 2009 год Алматы 2009 год