«Практика внедрения ФГОС по ТОП-50 (Оренбургская область)» Филькова Л.Н. начальник отдела профессионального образования министерства образования Оренбургской области 1
ВЕКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Целевые индикаторы план факт Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся по специальности 51%51,2% Доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования системы 15%19% Охват населения программами дополнительного профессионального образования и проф обучения 38-40%41% Доля субъектов Российской Федерации, участвующих в движении WorldSkills Russia 50% с 2015 года Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии Системы Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся Ключевые направления Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Указы Президента РФ от , 599 Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ Комплекс мер, направленных на развитие системы СПО 2
Главные направления формирования эффективной системы подготовки специалистов: внедрение ФГОС СПО ТОП-50; проведение демонстрационного экзамена в рамках ГИА; модернизация материально-технической базы образовательных организаций; повышение квалификации управленческих и педагогических кадров; внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения; развитие практики подготовки на основе договоров целевого обучения; проведения чемпионатов профессионального мастерства, в том числе и для людей с инвалидностью «Абилимпикс»; реализация информационной компании по повышению общественного престижа среднего профессионального образования, популяризации рабочих профессий, совершенствование профессиональной ориентации. 3
4
Введение ФГОС СПО по ТОП-50 Образовательные программы СПО ТОП-50 по профессиям СПО 525 чел. по специальностям СПО 1050 чел. ПОО, реализующие программы по ТОП-50 Специализированные центры компетенций План приема в 2017 году по ТОП-50, областной бюджет ед. чел. чел,. 5
6 Перечень направлений по ТОП Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства 2. Сетевое и системное администрирование 3. Информационные системы и программирование 4. Мастер контрольно – измерительных приборов и автоматики 5. Токарь на станках с числовым программным управлением 6. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) 7. Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) 8. Технология металлообрабатывающего производства 9. Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям) 10. Технология аналитического контроля химических соединений 11. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 12. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей 13. Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования 14. Повар, кондитер 15. Технология парикмахерского искусства 16. Гостиничное дело 17. Поварское и кондитерское дело 18. Графический дизайн 19. Аддитивные технологии
Приказ министерства образования Оренбургской области от /448 было создано 8 рабочих групп по укрупненным группам специальностей по внедрению ФГОС по ТОП-50 из ведущих специалистов ПОО. 7
8 «Проведение в образовательных организациях, внедривших новые ФГОС СПО, государственной итоговой аттестации выпускников с использованием нового инструмента оценки качества подготовки кадров - демонстрационного экзамена. Развитие механизмов внешней оценки и сертификация квалификаций». (Приоритетный проект "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" ("Рабочие кадры для передовых технологий") Орский индустриальный колледж, Гуманитарно-технический техникум, Оренбургский колледж экономики и информатики, Педагогический колледж г. Бугуруслан, Нефтегазоразведочный техникум, Оренбургский аграрный колледж, Новотроицкий строительный техникум, Оренбургский государственный колледж.
9 «Формирование сети образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в которых создана материально- техническая и учебно-методическая база для подготовки кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями и проведения демонстрационного экзамена, включающей не менее 7 межрегиональных центров компетенций и 175 специализированных центров компетенций, аккредитованных по стандартам Ворлдскиллс Россия». (Приоритетный проект "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" ("Рабочие кадры для передовых технологий")
10 «Электромонтажные работы», «Поварское дело», «Кондитерское дело», «Парикмахерское искусство», «Сетевое и системное администрирование», «Сухое строительство», «Физическая культура» «Дошкольное воспитание»
«Повышение квалификации по вопросам внедрения новых образовательных стандартов среднего профессионального образования всех педагогических и руководящих работников в образовательных организациях, внедривших новые ФГОС СПО. Подготовка не менее 30 тыс. экспертов для проведения демонстрационного экзамена и чемпионатов "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)". Повышение квалификации не менее 2800 мастеров производственного обучения». (Приоритетный проект "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" ("Рабочие кадры для передовых технологий") 11
«Подготовка руководителей профессиональных образовательных организаций по вопросам разработки и реализации основных образовательных программ СПО в соответствии с ФГОС по ТОП-50», «Подготовка заместителей руководителей и преподавателей профессиональных образовательных организаций по вопросам разработки и реализации основных образовательных программ СПО в соответствии с ФГОС по ТОП-50». В рамках данных программ обучено 29 руководителей (93,5%), 9 заведующих филиалами (56 %), 36 заместителей руководителей (27,2 %), 30 преподавателей (2 %).
13
14 «Последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения». (Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на гг.)
15 «Организация и проведение региональных и национальных чемпионатов по профессиональному мастерству «Молодые профессионалы» Worldskills Russia». (Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на гг.)
16 Результаты выездных отборочных чемпионатов "Молодые профессионалы" WorldSkills Russia Образовательная организация КомпетенцияФИОРезультат 1ГАПОУ «Бузулукский строительный колледж»«Малярно-декоративные работы»Калинин А.1 место 2ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» «Машинист фронтального погрузчика» Мерцалов С.1 место 3ГАПОУ «Педагогический колледж» г. Бугуруслана«Графический дизайн»Шафикова А. 2 место (вне конкурса) 4ГАПОУ «Ташлинский политехнический техникум» «Эксплуатация сельскохозяйственных машин» Пустовитов Н. 3 место (вне конкурса) 5ГАПОУ «Колледж сервиса» г.Оренбурга«Парикмахерское искусство»Никулина А.3 место 6ГАПОУ «Педагогический колледж им. Калугина»«Физическая культура»Дюсембаев Е.3 место 7ГАПОУ «Педагогический колледж» г. Бугуруслана «Преподаватель младших классов» Прохнова П. 4 место (вне конкурса) 8ГАПОУ «Колледж сервиса г. Оренбурга»«Предпринимательство» Валова И. Сулейманова В. 4 место 9ГАПОУ «Педагогический колледж им. Н.К. Калугина»«Физическая культура»Федоров Д. 4 место (вне конкурса) 10ГАПОУ «Педагогический колледж им. Н.К. Калугина»«Дошкольное воспитание»Рольская Т.5 место (вне конкурса)
17 РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ДВИЖЕНИИ WorldSkills 2017 г. Финал Национального чемпионата «WorldSkills» г. Краснодар мая 2017 г. Наименование организации Компетенция ФИО конкурсанта Места ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга Управление фронтальным погрузчиком (презентационная) Мерцалов Сергей 1 место ГАПОУ «Колледж сервиса» г. Оренбурга Поварское дело Слаев Искандар 2 место Парикмахерское искусство Сагитов Тагир 3 место ГБПОУ «Педагогический колледж им. Н.К. Калугина» г. Оренбурга Физическая культура и спорт Федоров Дмитрий Медаль «За мастерство»
18 «Развитие конкурсного движения для людей с инвалидностью «Абилимпикс». (Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на годы)
19 Название профессиональных образовательных организаций Наименование компетенций ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» г. Новотроицка Портной ГАПОУ «Оренбургский автотранспортный колледж имени заслуженного учителя Российской Федерации В.Н. Бевзюка» Ремонт и обслуживание автомобилей ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга Документационное обеспечение управления и архивоведение ГАПОУ «Колледж сервиса» г. Оренбурга Поварское дело Кондитерское дело Базовые площадки проведения «Абилимпикс» и закрепленные за ними компетенции
20 «Разработка и реализация информационной компании по повышению общественного престижа среднего профессионального образования, популяризации рабочих профессий, совершенствование профессиональной ориентации». (Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на гг.)
21 ГАПОУ «Колледж сервиса» г. Оренбурга ГАПОУ «Ташлинский политехнический колледж» ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга ГАПОУ «Педагогический колледж» г. Бугуруслана ГАПОУ «Новотроицкий строительный колледж» ГАПОУ «Оренбургский аграрный колледж» с. Подгородняя Покровка ГАПОУ «Бузулукский лесхоз-техникум» ПОО, на базе которых созданы сезонные школы
22 «Высокий профессионализм есть обращенное в профессию творчество» Гинзбург Л.Я.