Нужно ясно понимать, Что задача не простая. Мысль словами выражать - Суть стилистики такая. Диссертация, беседа, Речь, статья или роман? Заявление на соседа, Что устроил балаган. В языке во всём система. Не к чему же нам гадать, Чтоб не мучила дилемма, - Нужно стили речи знать!
СТИЛИ РЕЧИ
ПРОЧИТАЙТЕ И СРАВНИТЕ ТЕКСТЫ О чём говорится в текстах – об одном и том же или о разном? Как говорится – одинаково или по-разному? Где может быть использовано каждое высказывание? 1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. 2. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём градусов. 3. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.
Название стиля речи Где употребляется данный стиль С какой целью употребляется данный стиль речи
С кем говорим? Где? С какой целью? С одним человеком Со многими людьми В официальной обстановке В неофициальной обстановке общение сообщение воздействие Наши высказывания зависят от того, ГДЕ мы говорим, С КЕМ и ЗАЧЕМ, то есть от речевой ситуации
КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ВЫРАЖЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА? СГРУППИРУЙТЕ ПРИМЕРЫ официальная обстановка неофициальная обстановка дома На работе В школе на уроке В школе на перемене В музее На прогулке в лесу В магазине В гостях На собрании В поликлинике
КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛОВА ОБЩЕНИЕ, СООБЩЕНИЕ, ВОЗДЕЙСТВИЕ? общение сообщение воздействие Отвечать урок здороваться Делать замечание нарушителю дисциплины Делиться летними впечатления ми с товарищами Делать доклад Объяснять задачу однокласснику Приглашать ребят в поход Обсуждать маршрут Рассказыват ь сказку
ПЕРЕД ВАМИ ДВА ТЕКСТА. ОБОЗНАЧЬТЕ РЕЧЕВУЮ СИТУАЦИЮ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НИХ И УКАЖИТЕ, К КАКОМУ СТИЛЮ ОТНОСИТСЯ ТЕКСТ. 1. Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определённое воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась. 2. Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот – бац! – неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ 1. Используется в беседах со знакомыми людьми 2. Задача речи – общение 3. Высказывание обычно бывает непринуждённым, живым, свободным 4. Характерные особенности: разговорные слова и выражения, суффиксы очк, еньк, ик, к, оват, еват, побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, неполные предложения
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ. НАЗОВИТЕ СТИЛИ ТЕКСТА. ИХ ПРИЗНАКИ.. 1. – Это ребятишки по чужим садам озоруют, - объяснила Ольге молочница. – Такой народ пошёл… хулиганы. Я ночью просыпаюсь, и чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Однако бог миловал – ничего не украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли. 2. Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Из- за куста акации, стараясь не греметь пустыми вёдрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу. Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывали вёдра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ * Используется в художественные произведения * Служит для воздействия на читателя