БУКВЫ О – Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЯХ СЛОВ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС Подготовила Ярцева Н.М., учитель русского языка и литературы МАОУ лицея 44 г.Липецка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БУКВЫ Ё, О ПОСЛЕ БУКВ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 © ООО «Баласс», 2012 Урок 13.
Advertisements

Презентация к уроку по русскому языку на тему: Буквы О Ё после шипящих в корне слова
Разделите слова на группы Предложение, растение, выращенный, располагать, росли, щётка, изложение, решётка, чёрный.
Урок русского языка в 5 классе По теме: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова»
Нефёдова О.Н. Интерактивные таблицы по орфографии Нефёдова Оксана Николаевна учитель русского языка и литературы лицей 2 г. Мурманск.
Корень окончаниесуффикс Под ударением – Ё, без ударения – Е Чёрный – чернеть Чёлка - чело Шоколад, шоссе и шоры, Шов, крыжовник и обжора, Шорох, чокаться,
В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ 5 КЛАССОВ И ИХ РОДИТЕЛЯМ: Теоретический и дидактический материал по изучаемым темам. Учитель Зуева Людмила Васильевна.
Гласные о, ё после шипящих в корне слова Бабичева Елена Янтимеровна, учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы 1 квалификационной.
Шестое февраля. Классная работа. Буквы о-ё после шипящих в корне слова.
Выполнила: ученица 10 б класса Сон Анастасия Проверила: Михеева С.М. Тема урока: Использование алгоритмов при работе с орфографическим правилом «Правописание.
Урок русского языка в 5 классе По теме: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова»
Что Шёпот Шороху шептал?. Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень раздражён. «Что случилось.
Тема урока «Капризные буквы» (буквы о-ё после шипящих в корнях слов). Урок-путешествие Шофёр, шоссе, шоколад Шов, Капюшон, шомпол Жёлудь, шёпот.
Презентацию подготовила Колесникова Ирина Борисовна МОУ «Средняя школа 7 г.Калуги»
Повтори правила!. Орфографическая разминка: а) счастье, щавель, щука; б) умножить, жир, ширина; в) чяшка, чювство, шыть.
ОРФОГРАММА. ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ОРФОГРАММЫ. УСЛОВИЯ ВЫБОРА ОРФОГРАММЫ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 1 урок 7 © Баласс, 2012.
Ё (шёпот, жёлтый) О в исключениях (шов, шорох и др. )
Тема урока: " Буквы О - Ё после щипящих и Ц в корнях слов" Цели урока: 1.Изучение правописания О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов. 2. Формирование умения.
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? ?
Морфемы,в которых может встретиться данная орфограмма Корень Суффикс Окончание.
Транксрипт:

БУКВЫ О – Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЯХ СЛОВ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС Подготовила Ярцева Н.М., учитель русского языка и литературы МАОУ лицея 44 г.Липецка

тишь чаща речь туча брошь жизнь луч_ джинсы врач щавель помощь чудо Запишите слова группами в зависимости от вида орфограмм. Тишь, чаща, туча, речь, брошь, луч, врач, жизнь, джинсы, помощь, щавель, чудо. Проверьте себя Озаглавьте каждую группу по виду орфограмм. Что объединяет эти слова? Обозначьте опознавательный признак, условия выбора орфограмм. Сформулируйте орфографические правила. «Буква Ь после шипящих «Буквы И, У, А после на конце имён сущ.» шипящих» Вспоминаем то, что знаем

б…чка ч…лка м…д ш…лк л…дка щ…тока т…алый ж…лютый Вставьте букву Ё или О. В каком случае возникла проблема выбора? Сравните результаты Определяем проблему урока бочка чё/вволка мёд шё/вволк лодка щё/отока тёалый жё/олютый

Что общего в словах 1-го и 2-го столбика? А в чём различие? Это новый вид орфограммы? Почему? Назовите её опознавательный признак. Сформулируйте учебную проблему. бочка чё/вволка мёд шё/вволк лодка щё/отока тёалый жё/олютый Сравните свои предположения с темой урока - §39. Какую букву: Ё или О – нужно писать под ударением после шипящих в корне слова? Обсудите в парах.

чёрный шов жёлютый шорох дешёвый капюшон чёлка крыжовник Подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова (глаголы или существительные). Запишите рядом пары однокоренных слов, выделите корень. Попробуйте сделать то же со словами 2-го столбика. Что получилось? Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте слова вслух. Какой звук слышится под ударением после шипящих в корне слова? А какие буквы пишутся? Обсудите и выполните в парах. Сравните результаты. искл.

чёрный – чернеть жёлютый – желтеть дешёвый – дешеветь чёлка – чело Ответьте на проблемный вопрос урока. Сформулируйте правило самостоятельно. Установите закономерность в корнях однокоренных слов. Сравните свои выводы с правилом в учебнике (§39). шов – ? шорох – ? капюшон – ? крыжовник – ? Проверьте себя. чёрный – чернеть жёлютый – желтеть дешёвый – дешеветь чёлка – чело Дополните графическое обозначение условий выбора орфограммы и её опознавательного признака.

Это один вид орфограммы или разные? Аргументируйте ответ. Сравни и запомни! Чем отличаются слова в каждой группе? шоколад шоссе шофёр жонглёр Орфограмма «Непроверяемые безударные гласные в корне слова» Правописание слов с непроверяемой безударной гласной О после шипящих в корне слова надо запоминать, в случае затруднения следует обратиться к словарю. шорты трущоба чопорный капюшон Проверьте себя.

Шоколад, шофёр, крыжовник. Шов, шоссе, обжора, шорник. Шорох, чопорный, чащоба. Капюшон, жокей, трущоба. Запишите в тетрадях новые для вас слова. Кто изображён на картинке? Что означает слово шорник? Шорник человек, который занимается изготовлением шор, то есть боковых надглазников, которые надеваются на лошадей для ограничения поля зрения. Объясните значения слов: трущоба, чащоба. Запомним рифмовку

Выполните задания. Свой ответ аргументируйте. Это один вид орфограмм или разные? Найдите «лишнее» слово 1. а) расчёска, б) сгущёнка, в) шорох, г) шёпот; 2. а) шёрстока, б) пшённый, в) стережёт, г) печёнка; 3. а) испечённый, б) опушённый, в) освежённый, г) шёлковый. 1. а) расчёска, б) сгущёнка, в) шорох, г) шёпот; 2. а) шёрстока, б) пшённый, в) стережёт, г) печёнка; 3. а) испечённый, б) опушённый, в) освежённый, г) шёлковый. Обрати внимание! Найдите информацию в учебнике, которая поможет вам ответить на этот вопрос.

Подберите к каждому из слов левой колонки объяснение его значения из правой колонки. Лексико-орфографическая работа Ж_ЛОБ Ч_ПОРНЫЙ Щ_ГОЛЬ БЕЧ_ВКА ОЖ_Г МАЖ_РНЫЙ человек, чрезмерно строгий в поведении человек, любящий наряжаться тонкая веревка бодрый, веселый полукруглое углубление в бревне обожженное место на коже Ч_ПОРНЫЙ – человек, чрезмерно строгий в поведении Щ_ГОЛЬ – человек, любящий наряжаться БЕЧ_ВКА – тонкая веревка МАЖ_РНЫЙ – бодрый, веселый Ж_ЛОБ – полукруглое углубление в бревне ОЖ_Г – обожженное место на коже ЧОПОРНЫЙ – человек, чрезмерно строгий в поведении ЩЁГОЛЬ – человек, любящий наряжаться БЕЧЁВКА – тонкая веревка МАЖОРНЫЙ – бодрый, веселый ЖЁЛОБ – полукруглое углубление в бревне ОЖОГ – обожженное место на коже

1)Умная птица 2)Врач 3)Щавель 4)Бочка 5)Щетока hozinventar/schyotki/schetka-smetka-dlya-snega-so-skrebkom- avtomobilnaya-600mmhttp:// hozinventar/schyotki/schetka-smetka-dlya-snega-so-skrebkom- avtomobilnaya-600mm 6)Два ученика 7)Жонглер 8)Жокей 9)Шорник edu.ru/mod/glossary/view.php?id=268137&mode=author&hook=%D0% A1&sortkey=LASTNAME&sortorder=asc&fullsearch=0&page=-1http://iclass.home- edu.ru/mod/glossary/view.php?id=268137&mode=author&hook=%D0% A1&sortkey=LASTNAME&sortorder=asc&fullsearch=0&page=-1 10)Бечевка 11)Ожог Источники