БУДДИЗМ КАК МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ Подготовил Захаров Святослав 10 класс «А»
Буддизм как мировая религия – одна из самых древнейших, и не напрасно существует мнение о том, что без понимания ее основ невозможно ощутить все богатство культуры Востока. Под ее влиянием формировались многие исторические события и основные ценности народов Китая, Индии, Монголии и Тибета. В современном мире буддизм под влиянием глобализации в качестве последователей даже немногих европейцев, распространившись далеко за пределы местности, где он возник. Буддизм как мировая религия – одна из самых древнейших, и не напрасно существует мнение о том, что без понимания ее основ невозможно ощутить все богатство культуры Востока. Под ее влиянием формировались многие исторические события и основные ценности народов Китая, Индии, Монголии и Тибета. В современном мире буддизм под влиянием глобализации обрел в качестве последователей даже немногих европейцев, распространившись далеко за пределы местности, где он возник.
Большинство исследователей считают, что основатель буддизма был реальной личностью. Он был сыном главы племени шакьев, родившимся в 560 г. до н.э. на северо-востоке Индии. Предание гласит, что индийский царевич Сиддхартха Гаутама после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед идеей о бесконечной череде перевоплощений. Он ушел из дому, для того чтобы, общаясь с мудрецами, найти ответ на вопрос: как можно человеку освободиться от страданий.
Семь лет путешествовал царевич и однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, на него снизошло озарение. Он нашел ответ на свой вопрос. Имя Будда означает «просветленный». Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом несколько дней, а затем спустился в долину, к людям, которым начал проповедовать новое учение. Первую свою проповедь он прочел в Бенаресе. Сначала к нему примкнули пять его бывших учеников, которые отошли от него, когда он отказался от аскетизма. Впоследствии у него появилось множество последователей. Его идеи были близки многим. В течение 40 лет он проповедовал в Северной и Центральной Индии.
Основные истины, открытые Буддой заключались в следующем. - Вся жизнь человека страдание. - Причина страдания наше желание. - Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. - Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения.
Вся жизнь человека страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.
Причина страдания наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.
Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды. Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос. По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть. Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ. В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.
Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называют срединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.
Вот эти состояния: - правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий; - правильные намерения: следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления; - правильная речь: следует следить за своими словами, чтобы они не вели ко злу, речь должна быть правдивой и доброжелательной; - правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела; - правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому; - правильные усилия: следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе; - правильные помыслы: следует уяснить, что зло от нашей плоти; - правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.
Основные направления буддизма : - Хинаяна - Махаяна
Хинаяна -Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощений -На пути спасения никто не может помочь человеку, все зависит от его личных усилий -Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей -Нет понятия рая и ада. Есть только нирвана и прекращение воплощений -Отсутствуют обряды и магия -Отсутствуют иконы и культовая скульптура
Махаяна -Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает спасение -Появляется институт бодхисатв святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения -Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи -Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи Придает большое значение обрядам и чародейству -Появляются скульптурные изображения будд и бодхисатв
Таким образом, буддизм как мировая религия значительно отличается от других и предлагает своим последователям придерживаться лишь общих направлений без конкретных указаний и законов. Это поспособствовало возникновению разных направлений в буддизме, что позволяет каждому выбрать самый близкий путь к своей душе.
Спасибо за внимание !
Источники : - -