- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз. 3. Статические упражнения выполняются по секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы..
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х 12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Взрослый показывает его выполнение. Упражнение выполняет ребёнок, а взрослый контролирует.
Набрать в рот воды, надув обе щеки. Кулачками стукнуть по щекам и с силой выпустить струю воды в раковину. Гонять воду из одной щеки в другую.
Леденцом рисовать линии на внутренней стороне щек. Затем эту сладость слизать языком.
Набрать в рот воды(кисель). Полоскать горло, затем выплюнуть воду (упр. для активизации мышц мягкого неба).
Чистить зубной щеткой зубы, язык и щеки (упр. для активизации мышц языка и внутренней поверхности щеки).
Облизать широким языком тарелку, намазанную вареньем, приговаривая «Ааах» или «Ааам».
Облизать широким языком тарелку, посыпанную мелкими крошками хлеба, сахара, проговаривая «Ах, как вкусно!».
Дотронуться кончиком языка до крупной крошки, чтобы она прилипла и съесть ее. (Язык- удочка, крошка- рыбка.)
Облизать языком губы по кругу по 4 м направлениям (вверх, вниз, вправо, влево, слизывая варенье).
Покусать зубками или губами мягкий кусок хлеба, твердое печенье (упр. для активизации лицевой мускулатуры).
Собрать губами крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки (бусинки). Перенести губами бусинку с одной тарелки на другую.
Взять губами с тарелки крупную крошку, удержать ее между губ и плюнуть в стакан.
Вытянуть губы и поцеловать ладошку, зеркало, игрушку и т.д.
Слизывание капель жидкости с поверхности ложки Облизать ложку(губами, язычком)
Похлопать выпуклой частью чайной ложки по языку
Лакать сок или воду из блюдца
Двигать шарик по горизонтально(вертикально) натянутой на пальцах обеих рук верёвке языком вправо-влево, вверх- вниз; ловить шарик( нанизанный на верёвку) губами, с силой выталкивать, «выплёвывая» его
Котик лакает молоко Как котик облизывает губы Как собачка дышит, когда ей жарко Как птенчики открывают рот, когда просят кушать Растяни губки, как лягушка Вытяни губки, как хобот у слона
Зубки- расчёска. Нижними зубками скребём по верхней губе, верхними зубками по нижней губе (гимнастика для губ).
Надуваем щёки (толстячок) Втягиваем губы(худышка)
Рот открыт, язык высовываем как можно дальше, тянем язычок то к носу, то к подбородку.
Губы сжаты, зубы открыты, языком упираемся то в одну щёку, то в другую
укачиваем ребёнка(ААА),
болит зуб (ООО),
гудит поезд(УУУ),
дрова (ЭХ),
укололи палец (ОЙ)
мычи корова (МУ)
летит самолет(ЫЫЫ)