РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Исполнитель: Вторых Ольга Алексеевна, обучающийся ПО-41 zT группы Научный руководитель: Устинова Наталья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения Выпускная квалификационная работа Бабушкиной Натальи Александровны.
Advertisements

Выпoлнилa: Тультaeвa Г.Р. Нaучный рукoвoдитeль Дoктoр пcиxoлoгичecкиx нaук Изaкoвa A.Т. прoфeccoр.
РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ Выполнил Шайхудинова Алина Николаевна МБДОУ 5 «Полянка»
Выпускная квалификационная работа Особенности работы учителя начальных классов с детьми из детского дома: проблемы депривации. Шарикова Мария Александровна.
«Психологические основы изучения внимания у детей младшего школьного возраста»
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки Исанбаева Вероника Валерьевна учитель музыки МОУ «Башкирская гимназия»102.
Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников Выполнила C. И. Плюснина учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП
Мониторинг формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни система диагностических исследований, направленных на комплексную.
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития Выполнила: Лука А.
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития Выполнила: Лука А.
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна в дошкольных образовательных организациях.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Тема: «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ»
Развитие школьной зрелости детей 6-7 летнего возраста Исполнитель: студентка 6 курса Сергеева заочной формы обучения Любовь Викторовна Научный руководитель:
Развитие навыков устной речи учащихся 7-х классов на основе лингвострановедческого материала на уроках английского языка.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Инновационные технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности младших школьников Выполнила: Перка Алла Валентиновна.
Формирование школьной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Выполнила: Дмитриченко Елена Сергеевна.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие произвольной памяти как средство повышения эффективности логопедических занятий»
Формирование эмпатийности у представителей творческих специальностей Выполнила: Передельская Г.Б. Руководитель: Замула А.А г.
Транксрипт:

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Исполнитель: Вторых Ольга Алексеевна, обучающийся ПО-41 zT группы Научный руководитель: Устинова Наталья Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования

Цель исследования – изучение особенностей развития произвольного внимания у младших школьников и разработка специальной психолого-педагогической программы, направленной на развитие произвольного внимания у младших школьников. Объект исследования – произвольное внимание младших школьников. Предмет исследования – особенности развития произвольного внимания у младших школьников.

Гипотеза исследования: Недостаточная развитость и несформированность произвольного внимания у младших школьников проявляется в недостаточном его объеме, у них слабо развита переключаемость концентрация внимания. Однако, при создании специально организованной психолого-педагогической программы можно повысить уровень его сформированности.

Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития произвольного внимания у младших школьников, оценке места и роли учебной деятельности в этом процессе. 2. Разработать диагностическую программу, направленную на изучение произвольного внимания у детей младшего школьного возраста и выявить особенности развития произвольного внимания у данной категории детей. 3. Разработать, апробировать и оценить эффективность психолого-педагогической программы, направленной на развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.

Методологическая и теоретическая база исследования: Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Баскакова, В. Вундт, Л.И. Габдуллина, Ю.Б. Гиппенрейтер, У. Джеймс, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, К. Коффк, Н.Н. Ланге, Т.А. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Э. Титченер и др.

Методы исследования: Метод теоретического анализа; эмпирические психодиагностические методы; психодиагностические методы; методы математико-статистического анализа данных. Психодиагностический инструментарий представлен: корректурная проба Б. Бурдона; таблицы Э. Шульте; методика «Переплетенные линии» А. Рея; методика «Запомни и расставь точки» В. Богомолова; В качестве методов математико-статистического анализа используются Т-критерий Ф. Вилкоксона и U-критерий Манна-Уитни для определения эффективности разработанной программы профилактики. А также рассчитывается среднее и стандартное отклонение по каждому исследуемому показателю

ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность психической деятельности. Виды внимания: Непроизвольное внимание – не имеет цели и волевого усилия. Произвольное – имеет цель и волевые усилия по активному её удержанию. Послепроизвольное – наличие цели, но без волевого усилия. Именно вторичные свойства внимания, описывающие его как процесс, часто задействованы в школьной диагностике. Свойства внимания: первичные вторичные направленность, степень, объем, концентрация переключаемость, устойчивость, распределяемость

60 детей: 34 мальчика и 26 девочек в возрасте 7-8 лет (20% - первое детство; 80 % - второе детство) Контингент был разделен методом рандомизации на 2 группы: экспериментальную (28 человек) и контрольную (32 человека)

Для определения эквивалентности экспериментальной и контрольной групп был проведен математико-статистический анализ с использованием U-критерий Манна-Уитни Для определения значимости различий в свойствах произвольного внимания у детей контрольной и экспериментальной группы использовался непараметрический статистический Т-критерий Вилкоксона.

Полученные данные говорят о том, что в обеих группах можно наблюдать достаточно низкий уровень объема внимания Результаты исследования по методике «Запомни и расставь точки» В. Богомолова

Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) Полученные данные говорят о том, что дети из обеих групп совершают большое количество ошибок, наблюдается устойчивость внимания ниже среднего

Результаты по методике «Таблица Э. Шульте» В результате полученных данных можно сказать о низком уровне объема и динамике работоспособности

Была составлена психолого-педагогическая программа по развитию произвольного внимания младшего школьника. Программа включает в себя: игры: с правилами, словесные, подвижные, развивающие; упражнения творческие и подражательно- исполнительного характера; свободное и тематическое рисование;

Результаты исследования по методике «Запомни и расставь точки» В. Богомолова

Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона)

Результаты по методике «Таблица Э. Шульте»

С помощью статистических данных было установлено, что специально организованная программа способствует формированию и развитию произвольного внимания младших школьников.

Спасибо за внимание!