РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Исполнитель: Вторых Ольга Алексеевна, обучающийся ПО-41 zT группы Научный руководитель: Устинова Наталья Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования
Цель исследования – изучение особенностей развития произвольного внимания у младших школьников и разработка специальной психолого-педагогической программы, направленной на развитие произвольного внимания у младших школьников. Объект исследования – произвольное внимание младших школьников. Предмет исследования – особенности развития произвольного внимания у младших школьников.
Гипотеза исследования: Недостаточная развитость и несформированность произвольного внимания у младших школьников проявляется в недостаточном его объеме, у них слабо развита переключаемость концентрация внимания. Однако, при создании специально организованной психолого-педагогической программы можно повысить уровень его сформированности.
Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития произвольного внимания у младших школьников, оценке места и роли учебной деятельности в этом процессе. 2. Разработать диагностическую программу, направленную на изучение произвольного внимания у детей младшего школьного возраста и выявить особенности развития произвольного внимания у данной категории детей. 3. Разработать, апробировать и оценить эффективность психолого-педагогической программы, направленной на развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
Методологическая и теоретическая база исследования: Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Баскакова, В. Вундт, Л.И. Габдуллина, Ю.Б. Гиппенрейтер, У. Джеймс, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, К. Коффк, Н.Н. Ланге, Т.А. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Э. Титченер и др.
Методы исследования: Метод теоретического анализа; эмпирические психодиагностические методы; психодиагностические методы; методы математико-статистического анализа данных. Психодиагностический инструментарий представлен: корректурная проба Б. Бурдона; таблицы Э. Шульте; методика «Переплетенные линии» А. Рея; методика «Запомни и расставь точки» В. Богомолова; В качестве методов математико-статистического анализа используются Т-критерий Ф. Вилкоксона и U-критерий Манна-Уитни для определения эффективности разработанной программы профилактики. А также рассчитывается среднее и стандартное отклонение по каждому исследуемому показателю
ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность психической деятельности. Виды внимания: Непроизвольное внимание – не имеет цели и волевого усилия. Произвольное – имеет цель и волевые усилия по активному её удержанию. Послепроизвольное – наличие цели, но без волевого усилия. Именно вторичные свойства внимания, описывающие его как процесс, часто задействованы в школьной диагностике. Свойства внимания: первичные вторичные направленность, степень, объем, концентрация переключаемость, устойчивость, распределяемость
60 детей: 34 мальчика и 26 девочек в возрасте 7-8 лет (20% - первое детство; 80 % - второе детство) Контингент был разделен методом рандомизации на 2 группы: экспериментальную (28 человек) и контрольную (32 человека)
Для определения эквивалентности экспериментальной и контрольной групп был проведен математико-статистический анализ с использованием U-критерий Манна-Уитни Для определения значимости различий в свойствах произвольного внимания у детей контрольной и экспериментальной группы использовался непараметрический статистический Т-критерий Вилкоксона.
Полученные данные говорят о том, что в обеих группах можно наблюдать достаточно низкий уровень объема внимания Результаты исследования по методике «Запомни и расставь точки» В. Богомолова
Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) Полученные данные говорят о том, что дети из обеих групп совершают большое количество ошибок, наблюдается устойчивость внимания ниже среднего
Результаты по методике «Таблица Э. Шульте» В результате полученных данных можно сказать о низком уровне объема и динамике работоспособности
Была составлена психолого-педагогическая программа по развитию произвольного внимания младшего школьника. Программа включает в себя: игры: с правилами, словесные, подвижные, развивающие; упражнения творческие и подражательно- исполнительного характера; свободное и тематическое рисование;
Результаты исследования по методике «Запомни и расставь точки» В. Богомолова
Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона)
Результаты по методике «Таблица Э. Шульте»
С помощью статистических данных было установлено, что специально организованная программа способствует формированию и развитию произвольного внимания младших школьников.
Спасибо за внимание!