Социальная политика – основа обеспечения стабильности и безопасности в обществе Беляев Андрей Владимирович Представитель Федерации Независимых Профсоюзов России в Дальневосточном федеральном округе, г. Хабаровск, Хабаровский край
Уровень жизни жителей России и развитых стран в сравнении Показатель Россия Развитые страны Средняя зарплата в час2 $20-25 $ Минимальный месячный размер оплаты труда (МРОТ) 4611 руб.350 евро Доля зарплаты и социального страхования в ВВП %57-65 % Децильный коэффициент – соотношение 10 % самых богатых и 10 % самых бедных людей 1: 20 (1 : 36) 1 : 6 Замещение трудовыми пенсиями утраченного заработка 27 %40 % Средняя продолжительность жизни (мужчин) 59 лет75 лет
Цели социальной политики государства Повышение уровня и качества жизни граждан России Обеспечение безопасности жизнедеятельности Цели Защита социально-трудовых прав работающих по найму Создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную часть общества на производительный труд как основу личного благосостояния и благополучия общества Обеспечение основных социальных гарантий в области доходов населения, медицинского обслуживания, образования, культурного и духовного развития Стабилизация положения в жилищной сфере (ограничение роста тарифов на тепло- и энергоносители, коммунальные услуги Сдерживание масштабов бедности, роста безработицы, преступности, маргинализации населения Задачи
Приоритеты качества жизни россиян В «СОВЕТСКИЙ» ПЕРИОД Условия жизни: доступность и обеспеченность базовыми услугами благоприятность условий проживания в регионе В «ПЕРЕХОДНЫЙ» ПЕРИОД Уровень жизни: - низкие доходы и усиление неравенства проблемы занятости и безработица состояние здоровья населения
Существующий уровень доходов населения в регионе не только становится поляризующим компонентом, но и сильнее влияет на другие характеристики качества жизни: Здоровье Долголетие Доступность базовых услуг
Системный кризис как причина ухудшения демографических показателей регионов ДФО Сокращение численности населения на Дальнем Востоке за годы реформ более чем на 1 млн. чел. Старение населения на Дальнем Востоке с 29 лет в 1979 г. до 37 лет в 2010г. Снижение рождаемости населения Рост смертности дальне- восточников Резкое сокращение продолжительности жизни Ухудшение здоровья и рост заболеваемости Ухудшение качества жизни дальне- восточников
Индекс качества жизни в регионах Дальнего Востока Субъект РФ Рейтинг Москва Санкт-Петербург Московская область Тюменская область Ханты-Мансийский авт. округ ………. 9 Сахалинская область Камчатский край Российская Федерация 35 Республика Саха (Якутия) Хабаровский край Магаданская область Приморский край Еврейская авт.область Амурская область Чукотский авт.округ
Проблемы, наиболее беспокоящие россиян
Численность населения ДФО, на начало года, тыс. чел.
Для достижения показателей социально - экономического развития ДФО в соответствии со Стратегией развития Дальнего Востока и Байкальского региона, требуется увеличить долю инновационной продукции : Доля инновационной продукции в общем объеме ВВП, % 2010 год 2015 год 2020 год 2025 год 8,911,613,716,0
Население в трудоспособном возрасте ( прогноз ), тыс. чел. Для обеспечения достижения основных параметров Стратегии социально - экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона необходимо до 2025 года увеличить население ДФО на 505 тыс. чел. за счет естественного и, в основном, миграционного прироста. В тоже время в рамках реализации Государственной программы с 2007 по 2011 год количество соотечественников, приехавших на Дальний Восток, составляет только чел г.2015 г.2020 г.2025 г. В соответствии с параметрами Стратегии Инерционный сценарий Росстата
Прогноз численности населения Дальневосточного федерального округа, тыс. чел.
Доля работающих по найму в общей численности малоимущей категории населения РФ, %
Основной постулат стандарта в оплате труда заключается в справедливом распределении результатов труда : Оплата труда работающего по найму должна обеспечивать не только его физиологическое восстановление, но и быть достаточной для профессионального, духовного, нравственного развития личности работника. Это означает, что социальные стандарты в экономике, социальной, культурной сферах должны ориентироваться не на параметры физиологического выживания, а на такое качество труда и жизни, которое бы обеспечивало достоинство и свободное развитие личности.
Предложения ПРОФСОЮЗОВ по формированию социальных стандартов минимальная заработная плата – не ниже прожиточного минимума прожиточный минимум – на уровень минимального социального стандарта
Региональные минимальные социальные стандарты в оплате труда Регион Установленный прожиточный минимум (ПМ) трудоспособного населения, руб. Установленная величина минимальной заработной платы (МЗП), руб. Отношение МЗП к ПМ, % Средне- месячная начисленная заработная плата (СНЗП), руб. Отношение СНЗП к ПМ Республика САХА (Якутия) , ,98 Камчатский край , Приморский край , ,93 Хабаровский край , ,45 Амурская область ,64 Магаданская область , ,63 Сахалинская область Еврейская АО , ,02 Чукотский АОнет данных Средняя по ДВФО 27271
в социальной сфере: снижение уровня жизни, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности; ухудшение условий организации труда, рост производственного травматизма; расслоение общества на бедных и богатых; рост безработицы в сфере физического здоровья: падение физического здоровья и интеллектуального потенциала нации; кризис системы здравоохранения и социальной защиты населения в сфере человеческих ресурсов и духовного потенциала нации: резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни; деформация демографического и социального состава общества; снижение духовно-нравственного и творческого потенциала населения в сфере трудового потенциала нации: снижение численного состава и качества трудовых ресурсов, как основы развития производства; утеря связи между затратами на выполнение работы и оплатой труда; снижение престижа честного и добросовестного труда; отсутствие воспроизводства рабочей силы Роль социального партнерства в разрешении противоречий в сфере труда
Для развития государства приоритетом в социально - экономической политике в условиях модернизации должны выделяться следующие направления : 1. Обеспечение макроэкономической стабильности ; 2. Расширение внутреннего рынка за счет региональной экономической интеграции, развития платежеспособности населения, опережающего развития инфраструктуры ; 3. Сглаживание экономического неравенства между регионами РФ, в т. ч. за счет « прикрепления » капиталов к территориям ;
Для развития государства приоритетом в социально - экономической политике в условиях модернизации должны выделяться следующие направления : 4. Повышение эффективности бюджетных расходов ; 5. Переход от политики консервации занятости к политике стимулирования создания новых рабочих мест и мобильности рабочей силы ; 6. Уточнение подходов к реформам в ключевых секторах развития человеческого потенциала – образовании, здравоохранении, пенсионной системе ; 7. Антимонопольная политика и стимулирование конкуренции и др.
Спасибо за внимание А. В. Беляев Секретарь ФНПР, представитель ФНПР в Дальневосточном федеральном округе