АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СМК Нина Николаевна Аниськина ректор ГАПМ, к.т.н., проф., действительный член Академии проблем качества РФ, EOQ и IQNet-аудитор по качеству EOQ и IQNet-аудитор по окружающей среде Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П.ПАСТУХОВА
Термины и определения Результативность (effectiveness ) – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов
Термины и определения Эффективность (efficiency ) - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами
Показатели результативности процесса Качественные или количественные рассчитываемые по определенной методике и характеризующие результат и/или функционирования (изменение) процесса
Термины и определения Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо
Разработка показателей результативности Анализ существующей системы мониторинга (как правило, критерии существуют и требуют лишь доработки) Коллективная работа участников процесса, потребителей и поставщиков с использование элементов «мозгового штурма»
Оценка результативности процесса Какие результаты будут получены при реализации процесса? Для чего и кому нужны эти результаты? ISO 9001:2008, п.4.1 а) первичные требования (критерии) устанавливает потребитель процесса; б) возможные дополнительные критерии устанавливает владелец процесса; в) законодательные требования к результату процесса обязан соблюдать владелец процесса
Методика формирования показателей процесса 1. Выявление требований потребителя к характеристикам продукта к условиям его доставки (срокам, оформлению) 2. Согласование с поставщиком (внутренним или внешним) основные критерии устанавливает потребитель 3. Определение дополнительных требований законодательства, самого поставщика
Методы оценки результативности процесса Кем проводится оценка Регулярность проведения оценки Последовательность выполняемых действий Данные, необходимые для оценки результативности (таблицы, отчеты, сводки и т.д.) Форма регистрации результатов оценки (таблица, графики, диаграммы и т.д.)
Для полноценного анализа надо оценить: 1. Показатели собственно процесса 2. Показатели результата процесса 3. Показатели удовлетворенности клиентов процесса
Условия проведения оценки Ответственный за проведение оценки процесса назначен (как правило, руководитель процесса); Установлена периодичность оценки; Описан алгоритм выполнения оценки ( в регламенте процесса или в документированной процедуре) с указанием форм отчетности, ответственности и полномочий; Полезно ведение «дневников руководителя процесса»: постоянный мониторинг + анализ
Разработка мероприятий по улучшению процесса Выработка мероприятий по улучшению, согласованных с участниками, потребителями и поставщиками процесса Осуществление мероприятий Анализ эффективности осуществленных мероприятий (проводится при следующей оценке процесса)