СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ESG Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. ПАСТУХОВА
2 Цикл качества EQAVET (Европейская комиссия по образованию) для сравнения с ESG ПЛАНИРОВАНИЕ АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЦЕНКА
Интегрированная модель системы качества (ENQA и ISO)
ESG Структура и содержание ESG 1. Контекст, цели и принципы. 2. Европейские стандарты и директивы. 3. Система экспертной взаимной проверки аккредитационных агентств. «European Standards and Guidelines for Quality Assurance of Higher Education(ESG)»
Адаптация ESG в российских ОУ 1.1. Политика и процедуры обеспечения качества Политика и процедуры обеспечения качества. Требования ESG : Политика и Процедуры обеспечения качества высшего образования,Политика и Процедуры обеспечения качества высшего образования, Стандарты ООП,Стандарты ООП, Корпоративная культура (признание коллективом важности обеспечения качества ВО и внимание к процедурам его обеспечения),Корпоративная культура (признание коллективом важности обеспечения качества ВО и внимание к процедурам его обеспечения), Стратегия постоянного улучшения качества ООП (официальный статус, отражение роли студентов и других заинтересованных сторон ),Стратегия постоянного улучшения качества ООП (официальный статус, отражение роли студентов и других заинтересованных сторон ), Непрерывный мониторинг системы качества, аудиты подразделений вуза, планы корректирующих мероприятий и предупреждающих действий.Непрерывный мониторинг системы качества, аудиты подразделений вуза, планы корректирующих мероприятий и предупреждающих действий.
Адаптация ESG в российских ОУ 1.3. Оценка результатов обучения Оценка результатов обучения. Требования ESG: - Результаты обучения должны оцениваться с использованием опубликованных критериев, правил и процедур на постоянной основе.
Адаптация ESG в российских ОУ 1.2. Утверждение и мониторинг ООП. Требования ESG : Требования ESG : - Формальные механизмы для утверждения, периодических проверок и мониторинга процесса образования в ОУ.
Адаптация ESG в российских ОУ 1.4. Обеспечение качества преподавательского состава. Требования ESG: - Мониторинг компетенций и квалификации НПР, вовлеченных в учебный процесс.
Адаптация ESG в российских ОУ 1.5. Ресурсы для обучения и поддержки обучающихся Ресурсы для обучения и поддержки обучающихся. Требования ESG: - Обеспечение образовательного процесса по каждой ОП адекватными и доступными ресурсами.
Адаптация ESG в российских ОУ 1.6. Информационное обеспечение. Требования ESG: Сбор и анализ необходимой и актуальной информации для эффективного управления каждой ОП. Информационная система ОУ должна отслеживать: - прогресс обучающихся и уровень успеваемости, - спрос на рынке труда на выпускников ОУ, - удовлетворенность обучающихся, - эффективность преподавания, - контингент обучающихся, - доступные ресурсы, - ключевые показатели деятельности ОУ.
Адаптация ESG в российских вузах 1.7. Открытость информации. Требования ESG: - Регулярно публиковать полную и объективную информацию качественного и количественного характера о реализуемых ООП, направленных на присвоение квалификаций ( степеней ).
Результаты реализация требований Программы имеют ясные и эксплицитные ожидаемые результаты; Работники готовы и могут осуществлять учебный процесс; Разработана система морального и материального поощрения. ОУ должны стремиться к улучшению и совершенствованию уровня образования.
Виды оценки и признания качества для различных способов получения образования Сертификация квалификаций Общественная аккредитация Профессионально- общественная аккредитация Формальное образование Да Да Да Неформальное образование Да Да Нет Информальное образование Да Нет Нет
Провайдеры НОВ Организации, реализующие ПОП (формальное образование) Организации, участвующие в неформальном образовании Поставщики контента ин формального образования Органы по оценке и сертификации квалификаций Модели обеспечения качества НОВ Институциональная модель: общественная аккредитация Да Нет Институциональная модель: сертификация по стандартам ISO Да Институциональная модель: участие в конкурсах по модели делового совершенства Да Модели качества образования ЕС: ENQA, QinVET Да Нет Обеспечение качества образовательных программ Да Нет Модели обеспечения качества в зависимости от способа получения образования
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРИЗНАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Указ Президента РФ от «О единой национальной системе аккредитации» Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» Проект закона «О внесении изменений в статью 96 федерального закона «Об образовании в российской федерации» и федеральный закон «О саморегулируемых организациях» Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиииональным квалификациям»
Функционально-ролевая структура процесса независимой оценки качества
ESЕDA создана в 2012 году в целях ESЕDA создана в 2012 году в целях: создания прозрачной системы дополнительного образования, основанной на общих стандартах, введения профессиииональных квалификаций и степеней, признаваемых всеми провайдерами дополнительного профессииионального образования Европы, содействия международному обмену специалистами. EUROPEAN INSTITUTE FOR ADULT & VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING Участники ESEDA представляют страны: ШВЕЦИЯ НИДЕРДАНДЫ ИТАЛИЯ ДАНИЯ ИСПАНИЯ ГРЕЦИЯ КИПР НОРВЕГИЯ КИПР ПОЛЬША РОССИЯ БЕЛОРУССИЯ
РЕШЕНИЕ Союза руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессииионального образования и работодателей (Союза ДПО) и Европейской ассоциации профессииионального образования и обучения взрослых ESEDA о создании Системы поддержки EQAVET в странах Европейского Союза и Восточной Европы и формировании Совета по независимой оценке качества ПОО (VET) 14 января 2015 г.
ДОКУМЕНТЫ, регламентирующие деятельность Системы поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы 1. Положение о Совете Системы; 2. Требования к Органам по сертификации профессиииональных квалификаций, профессииионально-общественной аккредитации программ, общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 3. Требования к экспертам в области общественной, профессииионально- общественной аккредитации и сертификации профессиииональных квалификаций; 4. Указания по использованию знака соответствия Совета Системы поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы; 5. Критерии отбора методических центров и центров по подготовке экспертов; 6. Положения о реестре Совета Системы поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы.
2. Союз ДПО наделен полномочиями Органа по сертификации профессиииональных квалификаций, профессииионально-общественной аккредитации программ, общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Протокол 2 Совета Системы поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы) 1. Подписан договор о взаимном признании сертификатов с советом по независимой оценке качества образования в Российской Федерации (Протокол 1 от ) ПЕРВЫЕ РЕШЕНИЯ СОВЕТА
СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ПРОГРАММ: МВА по направлению «УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ» 1. МЕНЕДЖЕРОВ И АУДИТОРОВ КАЧЕСТВА, ЭКОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА 2. ЭКСПЕРТОВ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ EQAVET В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ УПРОЩЕННАЯ СХЕМА ДЛЯ ОБЛАДАТЕЛЕЙ СЕРТИФИКАТА ИСО 9001 Единые квалификационные требования Единые сертифицированные курсы Согласованная система аттестации (ISO 17024) Единые экзаменационные вопросы Единая система регистрации специалистов 1. Техник в область качества EOQ 2. Профессионал в области качества EOQ 3. Менеджер системы качества EOQ 4. Аудитор по качеству EOQ 5. Менеджер систем окружающей среды EOQ 6. Аудитор систем окружающей среды EOQ 7. Лидер в области TQM EOQ 8. Эксперт - Асессор TQM EOQ 1. Техник в область качества EOQ 2. Профессионал в области качества EOQ 3. Менеджер системы качества EOQ 4. Аудитор по качеству EOQ 5. Менеджер систем окружающей среды EOQ 6. Аудитор систем окружающей среды EOQ 7. Лидер в области TQM EOQ 8. Эксперт - Асессор TQM EOQ
Фамилия экзаменуемого Место проведения Дата, время Экзаменатор Услов. обозначения Протоколист Модуль 3 Вопрос #Зона ответа 1Зона ответа 2Зона ответа 3Зона ответа 4Зона ответа 5Сумма (0)недостаточно (макс.. 10 баллов) (1)посредственно (2) подробно Модуль 4 Вопрос #Зона ответа 1Зона ответа 2Зона ответа 3Зона ответа 4Зона ответа 5Сумма (0)недостаточно (макс. 10 баллов) (1)посредственно (2) подробно Модуль 4 Вопрос #Зона ответа 1Зона ответа 2Зона ответа 3Зона ответа 4Зона ответа 5Сумма (0)недостаточно (макс. 10 баллов) (1)посредственно (2) подробно Вербальная коммуникация Критерии ОценкаСумма Использование профессии. лексики (0)плохо (1)средне (2)хорошо (макс. 6 баллов) Вокальная коммуникация (громкость ) (0)плохо (1)средне (2)хорошо Языковая выразительность (0)плохо (1) средне (2)хорошо Невербальная коммуникация Критерии ОценкаСумма Жесты и мимика (0)плохо (1)средне (2)хорошо (max. 4 баллов) Зрительный контакт (0)плохо (1)средне (2)хорошо Устный экзамен по аудиту сдан, если получено минимум 24 балла из 40 (60%)!Общая сумма: Возможные замечания Протокола устного экзамена на квалификацию EOQ-аудитор
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П.ПАСТУХОВА Телефон: ;