Д. Б. Кабалевский сказал, что « Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека ».
Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.
Если о какой – то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или инструментальной музыки. Творчество композиторов тесно связано с народной песней, мотивом. Композиторы часто использовали в своих произведениях народные песни. Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессионального композиторского творчества.
История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.
« Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем ( перекладываем музыку, украшаем )», - сказал когда – то М. И. Глинка.
К лучшим произведениям М. И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия « Камаринская ». К лучшим произведениям М. И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия « Камаринская ».
В финале 1- й и 4- й симфоний Чайковского звучат русские песни « Цвели цветики » и « Во поле береза стола ». В финале 1- й и 4- й симфоний Чайковского звучат русские песни « Цвели цветики » и « Во поле береза стола ».
Фрагменты оперы « Иван Сусанин » ( песня Вани из III действия « Как мать убили у малого птенца …»; ария Сусанина из III действия « Ты взойдёшь, моя заря »).
Особое место занимает русская песня в творчестве русского композитора А. П. Бородина, который продолжал традиции М. И. Глинки. Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы -« Ты одна, голубка - Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты..».
Бородин Александр Порфирьевич
« Увертюра » и тема князя Игоря звучит в выдержанных тонах, мелодии спокойные и плавные, очень образно изобразил врага - войско половцев – « Половецкие пляски » и « Марш » стали незабываемыми и яркими.
Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский - Корсаков. В своих симфонических произведениях и операх композитор использует мелодии разного характера. Это белочка, в опере « Сказка о царе Салтане », используется мелодия русской народной мелодии « Во Саду ли, в огороде ».
В опере « Золотой петушок » звучит тема царя и шествие войска на войну Композитор так же использовал русские мотивы
Опера – сказка « Снегурочка » ( песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью )
Песня Садко « Ой ты, тёмная дубравушка » из оперы « Садко ». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.
М. Мусоргский опера « Хованщина » - в опере звучат мелодии, очень похожие на народные, и подлинные русские народные песни.
С. С. Прокофьев : хор из кантаты - « Вставайте, люди русские …» С. С. Прокофьев : хор из кантаты - « Вставайте, люди русские …»
Народные мелодии лежат в основе многих произведений композиторов - классиков. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что люди, любящие народную музыку – любят и классическую, и наоборот.