Теоретические основы ОП Гаврилова Светлана Владимировна Кафедра Управления Человеческими Ресурсами
Необходимость изучения организационного поведения заключается в том, что: поведенческие реакции на однородные внешние воздействия разнообразны поведение людей в организации и вне ее различно поведенческие реакции одного и того же человека (группы, организации) различны в разных ситуациях
Появление самого понятия «Организационное поведение» («Organization Behavior») обычно связывают с докладом 1959 г. Появление самого понятия «Организационное поведение» («Organization Behavior») обычно связывают с докладом 1959 г. Р. Гордона и Д. Хауэла (Хауелома)
Структура дисциплины ОП была предложена в 1958 г. Г. Левиттом в опубликованной им книге Managerial Psychology. Структура дисциплины ОП была предложена в 1958 г. Г. Левиттом в опубликованной им книге Managerial Psychology. ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕК + ЧЕЛОВЕК ГРУППА 20 ГРУППА 100 ГРУППА Более 100
Первый учебник по ОП появился в США в 1973 г., автором которого был Фрэд Лютенс. Первый учебник по ОП появился в США в 1973 г., автором которого был Фрэд Лютенс. В 1999 г. в России было переведено на русский язык 7-ое издание этого учебника, которое стало первым академическим учебником по ОП на русском языке. В 1999 г. в России было переведено на русский язык 7-ое издание этого учебника, которое стало первым академическим учебником по ОП на русском языке.
«Организационное поведение - это дисциплина, изучающая поведение людей и их взаимоотношения в организации с целью объединения нужд и устремлений каждого сотрудника в отдельности с нуждами и целями организации в целом» (Kossen,S., 1994)
Предмет ОП взаимосвязь всех уровней системы управления с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования. взаимосвязь всех уровней системы управления с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования.
Уровни организационного поведения Сущность ОП состоит в систематизированном научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды.
Основные положения концепции ОП утверждения об отдельных личностях (работниках): каждый человек нуждается в личностном росте и развитии. Потенциальные возможности большинства работников используются не полностью; утверждения о людях, которые объединены в группы: групповая работа важна для людей. Групповая работа становится более эффективной на основе развития внутреннего сотрудничества в группе; утверждения о людях, объединенных в организации: изменения в одной подсистеме приводит к изменению в других смежных подсистемах.
Особенности синергетического* подхода к изучению ОП МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ: перенос методов исследования и используемых моделей из одной научной дисциплины в другую МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ: перенос методов исследования и используемых моделей из одной научной дисциплины в другую МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ: предмет ОП изучается одновременно несколькими научными дисциплинами МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ: предмет ОП изучается одновременно несколькими научными дисциплинами ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ стратегий исследований ОП, идущих «через» и «сквозь» различные дисциплины и выходящих «за пределы» конкретных дисциплин, определяет отправные моменты поисковой работы и направленность этих исследований ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ стратегий исследований ОП, идущих «через» и «сквозь» различные дисциплины и выходящих «за пределы» конкретных дисциплин, определяет отправные моменты поисковой работы и направленность этих исследований * Синергетика (греч. «синергена» - содействие, сотрудничество)
Существуют различные подходы к изучению организационного поведения: В рамках психологической науки В рамках социологической науки В рамках конфликтологии
Классификация ОП Признак классификации Виды ОП Степень осознанности человеческого поведения осознанное и неосознанное Целинаправленное на решение индивидуальных, групповых, общеорганизационных целей Тип субъекта-носителя индивидуальное, групповое, ролевое и организационное Тип воздействия на субъекта- носителя реактивное, конформное, ролевое Последствия реализации данного типа поведения для группы конструктивное и деструктивное Форма протеканиякооперированное и конфликтное
Методы исследования ОП опросы опросы сбор фиксированной информации сбор фиксированной информации наблюдения наблюдения эксперименты эксперименты экспертные оценки: метод Дельфи, метод мозгового штурма экспертные оценки: метод Дельфи, метод мозгового штурма интернет-исследования интернет-исследования