Архитектура Киевской Руси. Работу выполнила Ученица 10 «А» класса Абдерахимова Алина
Русь долгие и длительные годы была, страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. Само-собой разумеется, в дереве человек, сначала как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красы, чувство пропорций, слияние, строительных сооружений с окружающей природой. Древесная архитектура восходит в основном к Руси языческой, а архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К огорчению, древнейшие как бы древесные постройки не сохранились до наших дней, но строительный стиль народа дошел до нас в позднейших древесных сооружениях, в старых описаниях и рисунках. Несомненно, стоит упомянуть то, что для российской древесной архитектуры была характерна многоярусность построек, увенчивание их башенками и теремами, наличие различного рода пристроек клетей, переходов, сеней. Необычная, художественная резьба по дереву была обычным украшением российских древесных строений. Эта традиция живет в народе и до реального времени.
1-ая каменная постройка на Руси возникла в конце X в. Именитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя. К огорчению, она не сохранилась. Зато по этот день стоит именитая, киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позднее. Оба храма были, вообщем то, построены византийскими мастерами из обычной для их плинфы большого плоского кирпича размером 40/30/3 см. раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой консистенцию извести, песка и толченого кирпича. Красноватая плинфа и розовый раствор делали стены византийских и первых российских храмов нарядно- полосатыми.
Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в дальнем от Киева Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывали все-же из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» природный твердый камень. Из него без всякого обработки клали стенки.
Софийский собор, сделанный во время утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что стройка это тоже политика. И действительно, сиим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне константинопольскому Софийскому собору. Надо сказать то, что в XI в. выросли Софийские соборы в остальных принципиальных центрах Руси Новгороде, Полоцке, и любой из их претендовал на, собственный, независящий от Киева престиж, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. Необходимо подчеркнуть то, что по всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстыми стенками, малехонькими оконцами, свидетельства мощи и красы.
Так сложилось и развивалось зодчество Киевской Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI в. выработало собственные традиции, получило свой, киевский, а не византийский путь развития.