Понятие общности и общества различны Общность дается происхождением, языком. Так общины семья и нация. Нация – это форма организации жизни одного или нескольких близких народов, связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство – основанная на праве и законе, форма организации жизни народов и наций, продукт развития цивилизации.
Понятие общества Человек социален. Объективные закономерности общественной жизни людей. Приоритет природного либо социального, коллективного либо индивидуального, прогрессивного либо цикличного, конфликтного или солидарного. Политологическая проблематика: границы, порядок, иерархия подчиненности. Историчность общества: от платоновской государственности к гоббсовскому человеку- атому эгоизма и далее к отдельным культурам
типы общественных связей духовные (Ф. Аквинский), конвенционные (общественный договор Руссо) материальные (Маркс). Свобода воли всегда колеблется вокруг объективных факторов и сумма таких воль совпадает, находится в русле этих факторов.
Связи человека и общества рассматриваются как: 1) натуралистические - «космоцентризм». Влияние оказывает солнечная активность, географическое расположение, космизм Циолковского, где люди вышли из Космоса и войдут в него на новом витке 2) идеалистический подход выделяет в сущностных связях идеи, веру, мифы. При порче идеи, расколе – такие общества деградируют. 3) формационный подход, где способ производства определяет общество. Производительные силы определяют производственные отношения. Законы вероятностны и в макро масштабе точны.
культура 1Предметная деятельность 2Коммуникативная деятельность 3Догматы, откровения, концепции Общественное производство состоит из: – 1) производства материальных благ – 2) производства людей –3) производства общественных связей –4) духовного производства. Изменяя природу, человек изменял себя, вставая над животными. Труд создал человека.
Рождаемость регулируется природой. Она разная в развивающихся и развитых странах. У военных рождаются девочки, у падишахов с десятками жен – мальчики. Население в 5 млрд. чел. Уже в 10 раз превышает животные нормы популяций для данного объема тела. Всего было 80 млрд. чел. в Истории человечества. Из них около 10% живет сейчас. Соотношение рождаемости и продолжительности жизни Соотношение массы животного с популяцией
Анализ понятий собственности, эксплуатации, труда и капитала. Собственность есть право распоряжения своим. Бог создал всех равными и каждому дал необходимое и без излишков. Следовательно «собственность – есть кража». Собственность ассиметрична Власть есть право распоряжения чужим. Отчуждение и перераспределение прибавочного продукта. Соотношение собственности и власти есть форма справедливости. Справедливость симметрична Существуют внеэкономические формы эксплуатации (расизм, сексизм) и экономические. Экономическая основана на присвоении излишков труда (превышающих физиологические потребности). Первая форма эксплуатации – самоэксплуатация – «человек есть раб желудка».
Формационный подход к развитию общества Согласно формационному подходу, объективные законы общественно- исторического развития, хотя и прокладывают путь через сознательную деятельность людей, носят всеобщий характер, непреложны и очищены от исторических случайностей и фиксируют абстрактно- теоретическую модель формации. Отражение реальности происходит на уровне сущности, в обобщенной теоретической форме, которая не учитывает специфику истории того или иного народа. Пяти и трехчленные структуры общества. Концепция революционного развития
Цивилизационный подход к развитию общества В рамках цивилизационного подхода считается, что единственным субъектом истории является человек. С цивилизационной точки зрения, основой прогресса является развитие духовной сферы, формирующих ее общечеловеческих ценностей, критерием прогресса – степень духовной свободы человека. Цивилизация понимается как общественная система, связанная едиными культурными ценностями (религией, культурой, экономической, политической и социальной организацией и т.д.) Когда это ядро размывается, то старая цивилизация гибнет, ей на смену приходит другая, с иными ценностями и ядром
эволюционное изучение культуры Г.Спенсером Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего сверхорганизма, который осуществляет "над органическое" развитие. Культуры, или общества, развиваются под влиянием внешних факторов (воздействие географической среды и соседних культур) и внутренних факторов (физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств). Ядро схемы Спенсера составляет идея дифференциации, которая понималась как неизбежное разделение функции между частями системы, и отбора наиболее устойчивых структурных соотношений.
Стабильные системы Стабильность является таким состоянием социальной системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость структуры и функций к сильным взаимодействиям извне. Нестабильность - ситуация, когда воздействие (внутреннее и внешнее) превышает некоторые критические значения и при этом требуются экстраординарные действия для сохранения системы. Критерии баланса стабильности: сохранение оптимального статуса у основных социальных групп, экономическая рентабельность и эффективность производства, поддержание человеческого потенциала (здоровья, образования, квалификации и др.)
Западная (на примере США); включает семь статусных групп: 1. "Высший высший класс" - управляющие общенациональных компаний, ведущие юристы, высшие военные, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, известные архитекторы, артисты; 2. "Высший класс" - управляющие средних фирм, инженер- механик, издатели, врачи, юрист, преподаватель колледжа...; 3. "Высший средний класс" - преподаватели муниципальных колледжей, управляющие среднего звена, учителя средней школы; 4. "Средний средний класс" - банковские служащие, дантисты, учителя начальных школ, начальники смен на предприятиях, служащие страховых компаний, управляющие крупных магазинов,..; 5. "Низший средний класс" - автомеханики, парикмахеры, бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные работники, работники почты, полицейские, водители грузовиков...; 6. "Средний низший класс" - таксисты, среднеквалифицированные рабочие, бензозаправщики, официанты, швейцары...; 7. "Низший низший класс" - домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики,...
Половое различие в развитии самосознания у Кули. Мальчики больше заняты мышечной активностью и созиданием, их воображение меньше занято личностями, больше вещами. В девочке более сильное побуждение перейти на точку зрения другого Женщины, зависят от непосредственной личной поддержки и поощрения больше, чем мужчины. Мышление женщины нуждается в фиксации на каком-либо человеке, в сознании которого она может найти устойчивый и неотразимый образ самой себя, которым она может жить. Если такой образ в реальном или идеальном лице найден, преданность этому образу становится источником силы. Но подобная сила зависит от этого личностного дополнения, без которого женский характер способен некоторым образом превратиться в брошенный командой и плывущий по течению корабль. Мужчины, более предрасположенные к агрессии, обладают большей по сравнению с женщиной самостоятельностью. Но в действительности никто не может выстоять в одиночку
Социальная мобильность Социальная мобильность - переход людей из одних социальных групп и слоев в другие (так крестьянин переезжает в город и становится рабочим завода, он переходит не только из сельского слоя общества в городской, но становится представителем другого класса и профессиональной группы) Социальное положение меняется и тогда, когда, дети рабочих или крестьян, заканчивая биофак, становятся интеллигентами, а дети интеллигентов – предпринимателями.