Концепции возникновения сознания 1. Объективно-идеалистическая концепция сознания как надличностной, трансцендентальной идеи (Платоновский мир идей; Гегелевская абсолютная идея; Бог у теологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. В этом случае человеческое сознание есть продукт мирового разума. 2. Субъективно-идеалистические концепции рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли). 3. Концепция гилозоизма - вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению (Б. Спиноза). 4. Вульгарный материализм полагает, что сознание имеет материальный характер, оно - результат функционирования определенных частей или образований мозга. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт. 5. В концепции социологизации - человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. 6. Материалистическая концепция подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального.
С философской точки зрения, под сознанием понимают способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах.
Формы отражения в неорганическом мире остается след на мокром песке Раздражимость у простейших организмов сформировалась способность "отвечать" на воздействие внешней среды способность ощущения, с помощью органов чувств отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, твердость, влажность и т. п. Высшей формой отражения на уровне животного мира является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте Представление как информация об объекте после контакта с ним
антропосоциогенез Во-первых, человек переходит к прямохождению, перераспределяются роли конечностей, обновляется принцип кровообращения и т. д. Во-вторых, процесс изготовления орудий труда, порождает логику все более усложняющихся практических действий, тренируя и развивая мозг, расширяя информационные возможности. В-третьих, расширяется диапазон социальных ролей и их регуляция. появляется вторая сигнальная система - речь, язык (не передается по наследству) Итак, вне труда, вне общества, вне языка нет и не может быть ни человека, ни его сознания. Это значит, что мозг сам по себе не может мыслить по-человечески. способность мыслить не наследуется, а передается от поколения к поколению через культуру
Одной из наиболее характерных черт сознания является его идеальность. К идеальному можно отнести все то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком (моральные или правовые нормы, схемы ритуальных действий, обычаи, алгоритмы профессиональной деятельности) идеальное есть субъективная реальность, существующая в восприятии, представлении или мышлении человека идеальное есть способность личности иметь информацию в "чистом" виде и оперировать ею во времени
Сознание человека отличается от психики высших животных следующими чертами: - сознание человека творчески активно. Животные лишь воспроизводят в психических образах предметный мир, а сознание человека в идеальной форме создает образы того, чего нет в материальном мире; (это здание) - сознание человека конструктивно. Психическая деятельность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а сознание человека ориентировано на преобразование мира; - сознание человека целесообразно. Животные реализуют в своей психической деятельности либо генетически заложенную программу, либо индивидуально приобретенный опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение идеально сформулированной цели; - сознание человека обладает самосознанием. Реализуя программу своей жизнедеятельности, животные не анализируют свои действия, и не дают им оценок. У человека в процессе деятельности и сознания формулируется совокупность взглядов на себя как на индивидуального и социального субъекта.
Сознание и знак Знаки - это материальные предметы, процессы и действия, играющие роль "заместителя" реальных вещей и явлений. Они используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Отражением информации в современном обществе и необходимости освоения новых форм и способов ее получения, переработки, хранения и передачи стало возникновение научного направления - информатики.
индивидуальное и общественное сознание источником формирования как общественного, так и индивидуального сознания является бытие людей. Основой их проявления и функционирования выступает практика индивидуальное сознание имеет "границы" жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т. д. Общественное сознание включает в себя то общее, что характерно для индивидуального сознания людей, определенную сумму знаний, передающихся из поколения в поколение и изменяющихся в процессе развития людей
Субъект сознания Субъекту, рассматриваемому на различных уровнях общности - человечество, государство, этнос, семья, индивид - соответствует свой тип сознания.
три точки зрения на проблему сущности и природы общественного сознания: 1) общественное сознание функционирует только посредством индивидуальных сознаний; 2) существует независимо от сознания индивида и предшествует ему; 3) проявляется как в личной, так и в надличностной форме в виде культуры, отделенной от человека.
Обыденное сознание 1) накопленный опыт трудовой деятельности, эмпирические знания, навыки, представления об окружающем мире, обыденное или жизненно-практическое мировоззрение, формирующееся из фактов действительности; 2) житейские нормы нравственности, обычаи, стихийно сложившиеся представления о своем положении, своих потребностях; 3) народное художественное творчество.
Теоретическое сознание Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей действительности. Теоретический уровень общественного сознания трансформируется в идеологию Идеологические воззрения обусловлены экономическими отношениями и выражают интересы, цели, стремления, идеалы определенных классов и других социальных слоев и групп. Аристократы, либералы, социократы
формы общественного сознания: политическое правовое нравственное эстетическое религиозное или атеистическое философское научное.
Бессознательное Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им (влечении, установке, ощущении, интуиции, сновидении) инстинкты порождают у человека желания, эмоции, волевые импульсы, которые могут переходить на уровень осознания в структуре бессознательного особое место занимает уровень подсознания, включающий психические явления, связанные с автоматизмами. есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация Ошибки (по Фрейду) возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с осознаваемой целью действия Коллективное бессознательное К.Юнга
Сознание - это такое свойство человека, которое позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, строить планы своих действий и предвидеть их результаты, контролировать свое поведение и оценивать себя самого, так и окружающие явления и вещи. Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей, психического, сознательного отражения действительности.
СХЕМА СОЗНАНИЯ Правая половина сознания состоит из – сверхсознания – ценностно мотивационной компоненты (идеалов красоты, правды, справедливости) и –эмоциональной компоненты – удовольствия, гнева, страха, восторга, наслаждения, любви, ненависти, симпатии. Левая половина состоит –из логического сверхсознания, включающего понятийные компоненты сущностных уровней объекта а так же истины (аналитико-синтетические суждения, логические доказательства). –Так же левая половина протосознания состоит из пользы и целесообразности (ощущения, восприятия, первичные представления о внешнем мире).