досакратовский этап античной философии (VI - V вв. до н. э.) 1. Истоки античной философии. 2. Милетская школа. 3. Гераклит - стихийный диалектик 4. Пифагор и его школа. 5. Элейская школа 6. Учения Эмпедокла ( гг. д.н.э.) и Анансагора ( гг. д.н.э.). 7. Атомистический материализм Демокрита ( гг. д. н. э. ).
Истоки античной философии. оседлый тип экономики после неолита стал основной предпосылкой частной собственности, классов и государства. Появились люди, занимающиеся исключительно умственной деятельностью. Это создало предпосылки для развития философии, религии, науки, искусства. Предпосылки философии складывались из нескольких источников: –из обобщения и систематизации накапливающихся естественно - научных знаний (закономерности) –в результате систематизации и логического упорядочения методов, разрешения противоречий, которые возникали в этом процессе. (формулы) –развития логического мышления (идея обоснования знания и его логической доказуемости) Говорят, что евреи дали миру религию, римляне - право, греки - философию.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА ( 1У век до н. э.) «изучай мир» Постановка проблемы первоначала, субстанции мира. Что лежит в основе мира и как из этого объяснить его поведение? Фалес ( до н.э.) В основе мира не боги, а вода. Из нее все происходит и в нее обращается. Истина и доказательство в демократических политических системах. Необходимость рациональной аргументации в не авторитарных иерархиях.
ГЕРАКЛИТ ( до н. э.) «изучай мир с помощью законов» Диалектика огня. –Первый путь вниз: огонь - вода - земля. –Второй испарения вверх. Светлые (сухие и теплые) испарения образуют светила, а темные ( влажные и холодные) - дождь и зиму. Все изменения происходят согласно ЛОГОСУ. Если все течет, то что же изучать? - ЗАКОНЫ Мир изменяется и развивается на основе своих противоречий. Внутренних или внешних? «Многознание не научает мудрости».
ПИФАГОР( до н.э.) «законы - числовые соотношения» Философско-религиозный пифагорейский союз. Все есть число. Постигший числа - божествен. Явление несоизмеримости как философская проблема.
Элейская школа: возникновение теории познания и постановка проблемы бесконечности. Элеаты: Ксенофан ( гг. д.н.э.), Парменид ( ок 515 г д.н.э.), Зенон ( гг. д.н.э.) Истинный мир, мир сущностей неподвижен. Именно его нужно изучать. Элеаты сделали качественно новый шаг в развитии понятия мира и его субстанции - она уже не носит ни физического, ни математического характера. Она философична - бытие. Кроме того элеаты поставили вопрос о соотношении мира и бытия ( то есть основной вопрос философии), сформулировали проблемы теории познания, проблему бесконечности. Чувства и разум дают принципиально различные картины мира. Это показывает в своих апориях Зенон. Элеаты считают истинной картину мира данную разумом. Установление принципиального отличия между разумом и чувствами, мышлением и ощущением было величайшим философским открытием, позволивших заложить основы теории познания.
Учения Эмпедокла ( гг. д.н.э.) и Анансагора ( гг. д.н.э.). «много сущность мира». В основе концепции мира у Эмпедокла лежат четыре первоначала : ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕМЛЯ. Они вечны и неизменны - Все вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных количественных пропорциях. Кроме четырех элементов существуют две силы - ЛЮБОВЬ и ВРАЖДА. Любовь, находясь в центре мира, соединяет и перемешивает основные элементы. Вражда стремиться разъединить их. У Анаксагора первичны не базовые вещества, а все без исключения состояния вещества - ГОМЕОМЕРИИ. Гомеомерии бесконечно делимы и их нельзя измельчить в небытие. Принцип Анаксагора - ВСЕ ВО ВСЕМ - то есть в любом месте космоса содержаться все гомеомерии (кровли, стула и т.д.), но качество вещи определяется преобладанием количества определенных гомеомерий. Так, например, если снег тает, то получается мутная вода. Это потому, что гомеомерии мутного и жидкого содержались в снеге в меньших количествах, чем гомеомерии твердого и холодного. Потом последние преобладали.
Атомистический материализм Демокрита г. д. н. э. Демокрит поставил перед собой задачу создать такое учение, которое соответствовало картине мира. АПОРИИ В мире существует бытие (это атомы) и небытие (пустота). Атомы движутся в пустоте. Атом неделим, вечен, неизменен. Атомы имеют различную форму (шарообразные, угловатые, крючкообразные, вогнутые, выпуклые и т.д.). Возникновение и уничтожение вещей объясняется сложением и разделением атомов. Изменение вещей - изменением их порядка и поворота. Атомы вечны, а вещи изменчивы. Это примеряет Гераклита и элеатов. Космологические взгляды Демокрита. Мир - беспредельная пустота, начиненная бесконечными мирами. Демокрит абсолютизирует причинность и необходимость, отвергая случайность. Душа постоянно обменивается своими атомами с окружающей средой, познавая мир. Демокрит последовательно формирует материалистическое решение основного вопроса философии.