М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» как социально - психологический роман» Автор: Кулиш Евгения
Лермонтов – автор первого социально- психологического романа в прозе Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» считают первым русским социально-психологическим и философским романом. В связи со стремлением автора раскрыть «историю души человеческой» роман Лермонтова оказался насыщенным глубоким психологическим анализом. Автор исследует душу не только главного героя, но и всех остальных действующих лиц. Психологизм Лермонтова специфичен тем, что он выступает не как форма самовыражения писателя, а как объект художественного изображения. Анализу подвергаются и внешний облик героя, и его обычаи, и его поступки, и его чувства. Лермонтов внимателен к оттенкам переживаний, состоянию человека, его жестам и позам. Стиль автора можно назвать психолого-аналитическим. 2
История создания романа Был задуман в 1837 году В 1838 году в журнале «Отечественные записки»появилась повесть «Бэла» с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа» В конце 1839 года свет увидел повесть «Фаталист», а затем «Тамань» Первоначальное название романа - «Один из героев начала века» В 1840 году вышло отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени»
История создания романа Создавался в г. Год написания: гг. (Предисловие написано в 1841 году) Год опубликования: гг. «Отечественные записки»
Кратко о романе Герой нашего времени (годы написания: ) - известнейший роман Михаила Юрьевича Лермонтова, работу над которым он начал под впечатлением первой ссылки на Кавказ в 1837 г. (Лермонтову - 23 года). Жанр романа: социально-психологический реализм. Главный герой романа - прапорщик Григорий Печорин. Произведение первоначально не задумывалось как роман - выходили отдельные повести, печатавшиеся в журнале "Отечественные записки". Первое издание романа состоялось в 1840 г.
Особенности жанра, проблематики и композиции Социально – психологический и философский роман Проблематика личности, её становления, развития, поиска смысла жизни и определение своего предназначения Особенность композиции: Нарушение хронологической последовательности в изображении действия Смена повествователей Отсутствие единой сюжетной линии
Сюжет и композиция Главной для Лермонтова стала задача показать личность, типическую для России середины 19 века, осудить личность, порожденную этой мертвой средой, странную, мятущуюся, противоречивую. Композиция романа подчинена логике раскрытия образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина выявляется и в исследовании его духовного мира, и в соотнесении его с другими персонажами. Сюжет романа строится фрагментарно. Каждую часть произведения можно вполне считать самостоятельным рассказом. Единство мысли, вложенной автором в произведение, и общий герой делают роман единым неразрывным литературным произведением. В романе множество героев и разнообразие событий, в которых одни или другие принимают активное участие. Такое разнообразие не случайно, у него есть служебное назначение - раскрывать различные грани главного героя, грани его характера и показать широкую картину изображаемого в романе времени.
Хронология написания повестей Последовательность глав Хронологическая последовательность 1. «Бэла»1. «Тамань» 2. «Максим Максимыч»2. «Княжна Мэри» 3. Предисловие к «Журналу Печорина» 3. «Бэла» 4. «Тамань»4. «Фаталист» 5. «Княжна Мэри»5. «Максим Максимыч» 6. «Фаталист»6. Предисловие к «Журналу Печорина»
Почему Лермонтов нарушает хронологию событий? Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы Сюжетом сочинения становится история души человеческой Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник
В.Г. Белинский утверждал, что роман несмотря на его эпизодическую отрывочность, нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим Добрый, но ограниченный Максим Максимыч. Офицер - повествователь. «Наблюдения ума зрелого над самим собою»
Хронология публикации глав 1. "Бэла" была впервые опубликована в журнале "Отечественные записки" (март 1839, т. 2). 2. "Фаталист" был напечатан в "Отечественных записках" (1839, т. 7). 3. "Тамань" была впервые опубликована в "Отечественных записках" (1840, т. 8). 4. "Максим Максимыч" впервые появился в печати в первом издании романа в 1840 г. 5. "Княжна Мери" впервые появилась в первом издании романа в 1840 г. 6. "Предисловие" было написано весной 1841 г. и появилось только во втором издании романа.
Идея романа Человек, который не подчиняется диктату строя, общества, времени, берет решение каждого случая в свои руки, испытывает всё своим умом и подчиняет всё своей воле, является подлинным героем времени
Основные действующие лица Григорий Александрович Печорин, прапорщик Казбич, черкес Мери Лиговская, княжна Бэла, черкешенка, дочь князя Максим Максимыч, штабс- капитан Азамат, черкес, сын князя Грушницкий, юнкер, позже офицер Вера Вернер, доктор Вулич, поручик
Главный герой В центре всех пяти новелл образ прапорщика Григория Александровича Печорина. Несколько сюжетных линий, в основе которых разные конфликты: интимные, психологические, нравственные, философские, конфликты характеров (Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и «водяное общество»).