ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2 электронное государственное управление - это новая интерактивная форма взаимоотношений субъектов в области государственного управления (взаимоотношения государства с гражданами и компаниями, а также государственных органов между собой)
3 "Электронное государство" - способ организации государственной власти, основанный на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). "Электронное государство" подразумевает поддержку при помощи ИКТ деятельности как исполнительной власти ("электронное правительство"), так и представительных органов ("электронный парламент"), а также судебных органов ("электронное правосудие").
4 Функционально деятельность "электронного правительства" можно разделить на три составляющие - "государство для государства" (предоставление госорганом услуг для других административных органов), "государство для граждан" (предоставление государственных услуг для населения), "государство для бизнеса" (предоставление государственных услуг для хозяйствующих субъектов").
«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» система информационного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий. Организация государственного управления и местного самоуправления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставление общественных услуг всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и др.) электронными средствами. 5
ЦЕЛИ ЭП Достижение максимальной доступности услуг государственных органов и органов местного самоуправления для населения, частного сектора и НПО. Осведомленность, прозрачность и борьба с коррупцией. Наибольшая эффективность работы госорганов и органов МСУ при помощи использования ИКТ. Улучшение бизнес-климата страны для привлечения иностранных инвестиций. Обеспечение информационной безопасности личности, общества, государства создание эффективной системы свободного и равноправного получения, распространения и использования информации как важнейшего условия демократического развития. 6
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ Компонент, ориентированный на граждан – ГН Взаимодействие между государственными органами и гражданами Компонент, ориентированный на частный сектор Взаимодействие между органами государственного управления и бизнесом Компонент, ориентированный на государственные органы Взаимодействие между государственными органами 7
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ США, Канада, Корея, Финляндия Эстония, Малайзия, Франция, Япония Россия, Индия, Китай Кыргызстан, Таиланд, Сенегал 8
ПРОЕКТЫ В ОБЛАСТИ ЭП ГАС «Шайлоо» (ЦИК и ПРООН) ИСГУ (Информационные системы государственного управления(АП и ПРООН). ГАС «Шайлоо» + ИСГУ = ГКС (2001 г.) Централизованный банк данных правовой информации (Министерство юстиции и ВБ) ИСУО (Министерство образования и АБР) Регистрация недвижимости (Госрегистр и ВБ) Модернизация Казначейства (Мин Фин и ВБ в 2003 году) 9
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ 75 % госорганов имеют сайты 17 % госорганов оказывают услуги Online В электронном виде предоставляется только 1 % государственных услуг. 25% компьютеров, установленных в госорганах, подключены к ГКС и 10 % государственных учреждений имеют свои корпоративные сети. В среднем на 1 компьютер приходится по 2 госслужащих На 1 компьютер, подключенный к Интернет, приходится 8 госслужащих. Расходы на ИКТ составляют 0,1% от расходов госбюджета 10
» ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Усовершенствование нормативной правовой базы; Усовершенствование нормативной правовой базы; обеспечение прозрачности деятельности госорганов и органов местного самоуправления для гражданского общества, обеспечение эффективности бюджетных расходов; обеспечение прозрачности деятельности госорганов и органов местного самоуправления для гражданского общества, обеспечение эффективности бюджетных расходов; усовершенствование механизмов госрегулирования в сфере информатизации; усовершенствование механизмов госрегулирования в сфере информатизации; обеспечение доступа в сеть Интернет широким слоям населения страны; обеспечение доступа в сеть Интернет широким слоям населения страны; усовершенствование взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами реального сектора; усовершенствование взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами реального сектора; усовершенствование системы подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей; усовершенствование системы подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей; развитие инфраструктуры и публичных сетей доступа, комплексное развитие ГКС. развитие инфраструктуры и публичных сетей доступа, комплексное развитие ГКС. 11
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО «ЭЛЕКТРОННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ»: Обеспечение достаточного финансирования проектов в области ИКТ. Создание необходимой инфраструктуры. Создание национального органа по реализации проектов «электронного правительства». Эффективная реализация Программы создания центров общественного доступа к информации (ЦОД). 12
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Комбинация с демократизацией и административной реформой Стремительное развитие ИКТ Стремление к знаниям по ИКТ у населения Использование технологий Интернет Глобализация Получение выгод от использования ИКТ 13
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ Недостатки законодательства Координация в сфере ИКТ Медленный процесс принятия решений Слабая компьютерная грамотность Недостаточное финансирование ИКТ в госорганах Низкий жизненный уровень населения Высокая стоимость Интернет 14
ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ Наименование проекта Исполнители Сумма (млн. сом) Изучение необходимости предоставления госуслуг средствами ИКТ (E-Needs Survey) Администрация Президента КР 1.2 Создание веб-сайтов всех органов госуправления и местного самоуправления с их интеграцией в Единый Госпортал. Администрация Президента КР 1.5 Стандарты по локализации операционных систем и офис- приложений на государственный язык Кыргызстандарт Нацкомисиия по развитию гос языка 1.3 Создание сети общественных информационных центров до уровня районов Администрация Президента КР, МТиК, Минфин 50.0 Предоставление налоговой отчетности средствами ИКТ Минфин 10.0 Реализация прозрачности бюджетного процесса (модернизация Казначейства) Минфин
ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ Наименование проекта Исполнители Сумма (млн. сом) Организация электронных закупок для органов государственного управления Госкомгосзакупкам и материальным резервам 2.0 Информационная система «Бизнес- продукция-рынок» (приоритет-сельское хозяйство) Госкомпредпринимател ьства, Минсельвщдхозпром 1.0 Модернизация Государственной компьютерной сети Управделами Президента КР 50.0 Пакет типовых решений некоммерческого ПО для госорганов (в том числе и СУД) Управделами Президента КР, Минтранском 3.0 Проект по реализации прозрачности формирования ценовой политики Госкомантимонополии 1.0
ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ Наименование проекта Исполнители Сумма (млн. сом) Предоставление таможенной отчетности через средства ИКТ Минфин 8.0 Государственный регистр населения МВД, Минсоцтруд, Минфин, Управделами Президента КР Модернизация ГАС «Шайлоо» для организации электронного голосования (E-Democracy) Центральная комиссия по проведению референдумов 60.0 Информационная система для руководителей по поддержке принятия решений Администраци я Президента КР, Аппарат Премьер- министра КР, Минтранском
18 Спасибо за внимание!