Экологический проект «Тропинка детских открытий» МДОУ - детский сад 14 (г.о.Жуковский) Заведующий Аулова Елена Андреевна
Цель проекта: создание эколого-развивающей воспитательной среды через экологическое и эстетическое благоустройство территории детского сада. Основные задачи: - благоустройство территории с точки зрения создания условий для организации познавательной деятельности и психологического комфорта детей и сотрудников ДОУ; - привлечение и приобщение родительской общественности к совместной работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста; - углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде, повышение ответственности за сохранение окружающей среды. МДОУ – детский сад 14 расположен на центральной улице Гагарина города Жуковский Московской области.
Реализация проекта предполагала достижение следующих результатов: - создание на территории ДОУ 11 функциональных экологических зон: «Папоротник», «Зеленая аптека», «Лесная полянка», «Скворечник», «Птичья кормушка», «Живой пень», «Зеленый луг», «Фруктовый сад», «Огород», «Цветник», «Искусственные водоемы»; - разработка образовательных конспектов по всем образовательным областям; - организация совместной работы ДОУ и семей воспитанников. Конечный результат: -комплексная эколого-развивающая среда, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности. С 2016 года в МДОУ – детский сад 14 (г.о.Жуковский) активно реализуется экологический проект «Тропинка детских открытий»
Реализация проекта рассчитана на 2 учебных года ( , ) в три этапа
Цель этапа: Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта Содержание: 1. Анализ требований программы по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста. 2. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов. 3. Разработка маршрута и составление карты - схемы. 4. Сбор информации об объектах. 5. Перспективное планирование работы на экологической тропе. 1 этап – подготовительный
2 этап – основной Цель этапа: Реализация работы по маршруту экологической тропы Содержание: Содержание: 1. Оснащение экологической Тропинки специальным оборудованием (указателями экологических зон с рисунками, описанием объектов (видовые точки, природоохранные знаки), инвентарем для ухода за растениями); 2. Подготовка фотоматериала и описание всех точек по схеме; 3. Оформление паспорта проекта в виде альбома; 4. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов Тропинки детских открытий с младшими и старшими дошкольниками; 5. Составление конспектов бесед, занятий, экспериментальной деятельности по маршруту экологической тропы. 6. Проведение последовательных экскурсий-занятий и экскурсий-досугов по маршруту Тропинки; 7. Сбор и использование природного материала для детских творческих работ.
3 этап – контрольно-оценочный Цель этапа: Анализ результативности выполнения поставленных задач Содержание: 1. Проведение итоговой экскурсии; 2. Мониторинг полученных знаний; 3. Оформление фотогазеты по проекту, выставки детских и семейных творческих работ на тему «Тропинка детских открытий».
Проект предполагал создание на территории следующих функциональных экологических зон: 1.«Папоротник» 6. «Зеленая аптека» 2.«Лесная полянка» 7. «Птичья кормушка» 3. «Зеленый луг» 8. «Скворечник» 4. «Живой пень» 9. «Фруктовый сад» 5. «Огород» 10. «Цветник» 11. «Искусственный водоём»
1. «Папоротник» - зона знакомства с циклом роста растений леса на примере папоротника. На площади в 10 кв.м. были организованы несколько разноплановых тематических уголков.
2. «Лесная полянка» - зона для наблюдения за лиственными, хвойными деревьями и грибами, а также для отдыха с местом уединения для восстановления психологического комфорта, для проведения русских народных и экологических праздников.
3. «Зелёный луг» - зона для знакомства с разнообразием луговых растений и насекомых. Мы хотим показать дошкольнику, что луг это не только травяные растения, но и насекомые, опыляющие цветы и живущие среди трав.
4. «Живой пень» - это «живой» объект для наблюдения за жизнью насекомых и другими объектами живой природы.
5. «Огород» - зона посадки и ухода за овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по познавательному развитию. Наш огород уютно расположился в самом центре территории ДОУ и имеет удобный доступ со всех прогулочных участков.
6. «Зеленая аптека» - отдельная зона на нашем огороде, выделенная для ознакомления детей с лекарственными растениями средней полосы, их целебными свойствами.
7. «Птичья кормушка» - это несколько объектов для наблюдения за зимующими птицами, знакомства с повадками пернатых в природе, преимущественно в зимний период.
8. «Скворечник» - это объект для наблюдения за весенним прилетом птиц, в частности – за скворцом, его повадками, жизненным циклом. 8. «Скворечник» - это объект для наблюдения за весенним прилетом птиц, в частности – за скворцом, его повадками, жизненным циклом.
9. «Фруктовый сад» - это зона для наблюдений за плодоносящими деревьями, такими как вишня, яблоня, груша, слива.
10. «Цветник» - это зона для высадки и ухода за разнообразными декоративными однолетними и многолетними растениями. На территории МДОУ возведен рукотворный цветник из природных строительных материалов
11. «Искусственный водоем» - это рукотворный водный объект (без обитателей), дающий возможность организации наблюдений, познавательной и исследовательской деятельности.
На данный момент ( ): РЕАЛИЗОВАНО: 1-й этап «Подготовительный» (полностью) 2-й этап (частично) ОСТАЛОСЬ РЕАЛИЗОВАТЬ (срок реализации до сентября 2017 года) (срок реализации до сентября 2017 года): 2-й этап: -Оснащение экологической Тропинки специальным оборудованием (табличками и указателями); 3-й этап «Результативно-оценочный» (полностью)
Проект «Тропинка детских открытий» В результате (промежуточном) реализации проекта: Проект «Тропинка детских открытий» В результате (промежуточном) реализации проекта: - повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста; - улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей; - повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;