«КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. ТИМИРЯСОВА (ИЭУП)» Выпускная квалификационная работа Тема: «ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» Cтудент гр 2341-у Гумерова Рузалия Вагизовна Научный руководитель: д.п.н., профессор Фахрутдинова Резида Ахатовна
Объект исследования: Процесс развития личности дошкольника в условиях образовательной организации. Предмет исследования: Психолого - педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Раскрыть сущность феномена эмпатии и его развития у детей старшего дошкольного возраста Разработать программу развития эмпатии у старших дошкольников. Определить педагогические условия развития эмпатии у старших дошкольников и экспериментально проверить их эффективность.
теоретические (анализ философской, методической, психолого- педагогической литературы по проблеме); эмпирические (анкетирование, интервьюирование, метод экспертной оценки, беседа, тестирование, изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента); педагогическое моделирование, методы математической статистики.
Методики исследования: Методика - опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина) Методика «Выявление особенностей эмоционального состояния ребенка». (Н.Артюхина, А.М.Щетинина)
База исследования: МБОУ "Начальная общеобразовательная школа 6" г.Нурлат РТ Выборка обследования: 40 детей старшего дошкольного возраста
Рис.1. Гистограмма. Результаты, полученные на констатирующем этапе в ЭГ и КГ по методике «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей»
Рис.2. Гистограмма. Результаты, полученные на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах по методике «Выявление особенностей эмоционального состояния ребенка».
Рис.3. Гистограмма. Сравнительные результаты экспериментальной группы до и после проведения развивающих занятий по методике«Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей»
Заключение Цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза о том, что специально разработанная программа по формированию эмпатических способностей является эффективным средством повышения уровня эмпатии у старших дошкольников, получила свое подтверждение.
Спасибо за внимание!