Логическое учение о доказательстве
Доказательство - установление истинности суждения. Доказательство ложности того или иного суждения есть опровержение данного суждения.
Логика изучает строение доказательства, его составные части, виды доказательства, условия его логической безупречности, условия его логической ошибочности, зависимость доказательства от обосновывающих его законов мышления.
В различных формах доказательства логика изучает то, что является для них общим, несмотря на те или иные конкретные особенности их частного содержания. Если бы логическая форма доказательства всецело зависела от особенностей предмета каждой отдельной науки, то не могло бы существовать общих для всех наук форм доказательства: система видов доказательства, применяемая одной наукой, была бы совершенно неприменима в другой, и таких систем было бы столько, сколько существует отдельных наук.
В логической литературе были попытки представить дело следующим образом.
Джон Стюарт Милль утверждал: будто индуктивные методы доказательства, с успехом применяемые в науках о явлениях природы, не могут быть применяемы в науках о явлениях общества. При этом Милль исходил из предвзятой и по существу неверной мысли, будто эксперимент, составляющий одно из важнейших звеньев индуктивного доказательства, неосуществим при исследовании общественных отношений и причинных зависимостей общественной жизни.
Неокантианцы (Виндельбанд, Риккерт, Гессен, Ласк и др.) Эти логики исходили из противопоставления обобщающих понятий естественных наук понятиям об индивидуальном, будто бы характеризующим исторические науки. Противопоставление это вело не столько к противопоставлению двух систем доказательства, сколько к отрицанию возможности доказательства законов исторического развития общества.
В действительности же формы доказательства являются общими для всякого научного мышления независимо от конкретных особенностей данной науки. В этом отношении формы доказательства не отличаются от других логических форм суждения, понятия, умозаключения
Учение Аристотеля Аристотель считал, что доказывать что-либо – значит связать необходимой логической связью в самой действительности. Для этого необходимо, чтобы и посылки, были истинны, и связи между терминами были логически правильными. «В связи с этим Аристотель различает три вида учений о доказательствах: эвристические доказательства; Диалектические доказательства; аподейктические доказательства. Аристотель для различных типов доказательства устанавливал различные виды умозаключений
Доказательства и применяемые в них умозаключения, по Аристотелю, можно отнести к трем основным областям: 1) к области строгой науки, аподейктики и аналитики, 2) к области диалектики, риторики и топики 3) к области пейрастики, эристики и софистики. Подлинное вполне обоснованное доказательство имеет место лишь в первой области.
По этой чрезвычайно важной своей черте логика и в теории доказательства, так же как и в теории всех форм логического мышления, напоминает грамматику и математику. И. В. Сталин в работе «Относительно марксизма в языкознании» показал, что сходство этих наук состоит в том, что они изучают отношения предметов и формы, абстрагированные от всякой конкретности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!