Здоровье и развитие ребенка. Факторы риска дома и в школе Центр развития межличностных коммуникаций (Москва, г.) Безруких М.М. Д.б.н., профессор, академик РАО Директор Института возрастной физиологии РАО
Факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье и развитие ребенка ШКОЛА (ШФР) ЗДОРОВЬЕ - физическое - психическое - психологическое ШФР + ФСР - Поведенческие расстройства- Конфликты с педагогами - Трудности в обучении- Конфликты с родителями - Ухудшение физического здоровья- Девиантное поведение - Нарушение психического здоровья СЕМЬЯ (ФСР) - генетические - биологические - социо-культурные - экологические
Школьные факторы риска (ШФР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка неадекватные требования и методики дошкольной подготовки; стрессовая тактика педагогических воздействий; несоответствие методик и технологий обучения; нерациональная организация учебного процесса; конфликты с педагогами; конфликты со сверстниками; отсутствие системы психологического и педагогического сопровождения Усиливают и осложняют ШФР: низкая квалификация педагогов; недостаточная квалификация специалистов (психологи, логопеды, медицинские работники); ограничение или недоступность консультативной помощи; неэффективного взаимодействия педагогов с родителями.
Факторы семейного риска (ФСР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность, конфликтность); антисоциальное поведение родителей (наркомания, алкоголизм); конфликты между родителями; проблемы детско-родительских отношений (жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.); неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки ( физические, эмоциональные ); неэффективное взаимодействие с педагогами; Усиливают и осложняют ФСР: низкий уровень знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей; ограничение или недоступность консультативной помощи специалистов (невролога, психолога, логопеда и т.п.); неэффективное взаимодействие родителей с педагогами; отсутствие системы широкого просвещения.
Повышение квалификации педагогов Повышение квалификации специалистов Просвещение родителей Расширение возможностей консультационной помощи для родителей Раннее прогнозирование ПР и ШТ Исключение ФСР Исключение ШФР Повышение эффективности психолого-педагогической помощи Расширение возможностей консультационной помощи для педагогов Повышение эффективности помощи детям с ПР и ШТ Усиление взаимодействия педагогов, родителей и специалистов Системная организация комплексной помощи детям с ПР и ШТ КОМПЛЕКС МЕР, СНИЖАЮЩИХ РИСК ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ
Институт возрастной физиологии РАО г. Москва, ул. Погодинская, д.8 корп.2 Тел/факс (499) Благодарю за внимание