«Психологические барьеры нововведений» Подготовила студентка 2 курса УП9204 Черепанова Анастасия Николаевна
Проблемы внедрения нововведений Объективного характера Субъективного характера
Ожидания изменений характер работы, напряженность труда, возможность выполнения заданий, нормирование труда и величина заработка, численность коллектива, отношения с товарищами по работе и начальством, возможность влиять на ход производственного процесса.
Психологические барьеры мотивационные факторы, препятствующие выполнению определенной деятельности, связанной с преобразованиями. Для быстрого и эффективного внедрения инноваций необходимо сформировать положительные установки, мотивы, дать возможность увидеть для себя перспективу. В противном случае возникают психологические барьеры, которые являются внутренним механизмом торможения, препятствуют инновациям.
Психологические барьеры - некомпетенции; - навыка, привычки, традиции; - идиллии; - увеличения нагрузки; - изменения места работы; - «шефа»; - «социальный уют»; - «риска».
Барьер некомпетентности возникает у человека вследствие неуверенности в своих силах, опасений, что он не сможет в должной степени выполнять свои обязанности при инновациях. Решение: достаточно предварительного детального ознакомления с готовящимися инновациями, системой новых требований.
Барьер навыка, привычки, традиции возникает вследствие желания человека сохранить существующий способ работы, к которому он привык.
Барьер идиллии возникает при глубокой удовлетворенности некоторых людей своим положением, материальным обеспечением, социальным статусом Решение: Для преодоления такого барьера следует просто предоставить возможность сравнивать свой образ и уровень жизни с тем, который может быть достигнут при данной инновации.
Барьер увеличения нагрузки соответствует отмеченному ранее комплексу опасений, связанных с увеличением напряженности и интенсивности труда.
Барьер изменения места работы возникает из-за неуверенности в том, что новая работа будет не хуже. Решение: При разработке планов реализации инноваций необходимо предусмотреть и заранее обнародовать мероприятия по обеспечению подходящей работой всех, кого затрагивают кадровые перестановки.
Барьер «шефа» возникает у членов коллектива из-за неуверенности в том, что их руководители справятся с новыми задачами; из-за опасений, что их просчеты и ошибки при инновациях могут негативно отразиться на благополучии коллектива. Решение: Руководителям нужно хорошо заботиться о своем профессиональном уровне и авторитете, и барьер «шефа» будет сведен до минимума.
Барьер «социальный уют» возникает боязнь того, что при изменениях они не смогут сохранить существующих ранее отношений и взаимопонимания.
Барьер «риска» связан с очень высокой чувствительностью руководителей к вложенным средствам.
Выводы 1)Барьеры существуют объективно и являются мощным, хотя и не единственным, звеном в функционировании механизма сопротивления инновациям. 2)Барьеры, за небольшим исключением, находятся на низших уровнях управленческой иерархии, т.е. непосредственно на рабочих местах, заложены в самих работниках. 3)Барьеры могут быть преодолены, если при любых инновациях в обязательном порядке будут предусмотрены соответствующие мероприятия.