Подготовила : Слепченко Людмила Студенка 2 курса направления подготовки «Управление персоналом»
Бюрократия в широком смысле - это машина управления, основанная на иерархии и нормах. В разных контекстах бюрократия рассматривается как: 1) профессиональная группа управленцев, чиновничество; 2) техника управления, опирающаяся на строго определенные процедуры; 3) бюрократизм, т.е. постоянные злоупотребления и дисфункциональные действия, связанные с присвоением государственной власти.
Политика, по Веберу, - это руководство политическим союзом, т.е. государством. Государство, в свою очередь, - это определенная организация, где существует баланс интересов социальных групп (а не просто полигон классовой борьбы). Главная отличительная черта государства - право на насилие, которое является монопольным и легитимным. Государство находится под влиянием только одного класса или статусной группы. Линии политической борьбы пролегают: 1) между политическими руководителями или главой государства и коалицией парламентариев и бюрократией; 2) между коалицией главы правительства и парламентом против бюрократии; 3) между политическим руководством и бюрократией.
Властные отношения в государстве институционализируются, приобретая характер господства. Типология господства есть система абстракций, сформулированных на основе отбора одних и исключения других аспектов политической действительности. Типы господства трактуются Вебером как разновидности целей рациональных действий между властью и обществом. Традиция, харизма и право - идеально-типические понятия, производные от идеального типа целерационального действия - основной методологической категории Вебера. Рационализацию социального действия Вебер считал исторической тенденцией. Рационализация - это замена внутренней приверженности традиционным нравам планомерным приспособлением к соображениям интереса.
Итак, М. Вебер писал о возрастании роли организационного фактора с каждой новой эпохой жизни общества. Концепция бюрократической организации крайне важна для понимания структуры индустриального общества. Аналогом индустриальной формы организации в социально-политической жизни является бюрократия. Бюрократия у Вебера есть воплощение рациональности. Причину развития бюрократизации в различных сферах общественной жизни Вебер усматривал в процессах экономической и политической концентрации, которая везде сопровождалась отделением производителя или непосредственного исполнителя от используемых им средств производства и продуктивной деятельности в целом. В связи с этим возникла необходимость в посреднике, обеспечивающем утрачиваемую связь производителя со средствами производства, деятеля - с орудиями деятельности. Следовательно, веберовскую теорию бюрократии можно считать функционалистской.
Вебер выделил следующие признаки «идеальной бюрократии»: 1) сотрудники служебного персонала лично свободны и подчиняются в отношении их безличных официальных обязанностей; 2) четко установлена иерархия должностей; 3) должностные функции ясно определены; 4) чиновники-управленцы подбираются согласно профессиональной квалификации, в идеале подтвержденной дипломом; 5) чиновники-управленцы получают вознаграждение в денежной форме и обычно имеют право на пенсию. Зарплата выдается согласно месту в иерархии; 6) исполнение должности (т.е. функциональных обязанностей) есть единственное и главное занятие чиновника; 7) должностное лицо не может присвоить ни должности, ни доходы, которые связаны с ней; 8) должностное лицо подчиняется строгой дисциплине и контролю при исполнении своих обязанностей.
В исследовании бюрократии у Вебера есть точки соприкосновения с марксизмом. Общим для Вебера и марксистов было то, что бюрократия рассматривалась ими как аппарат господства. Однако если марксисты видели господство, прежде всего, как политическое насилие, Вебер связывал господство с процессом организации, упорядочением общества как целого..Вебер, как и Маркс, считал, что бюрократия отчуждает человека от власти. Но Маркс выводил природу отчуждения из способа производства, а Вебер считал, что отчуждение происходит из-за расширения сфер административной деятельности. Бюрократизация пронизывает все уровни общества: государство, бизнес, церковь, фонды, группы интересов. Но в сфере управления есть выбор только между бюрократией и делегитимацией. Бюрократия зачастую стремится превратиться в самостоятельного субъекта политики. Обуздать бюрократию - это важнейшая задача любой политической конструкции власти.