МБОУ СОШ 4 г. Рассказово, Тамбовская обл.
Притча
Как учить разных учеников ? Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли комфортно чувствовать себя все дети? Как поддерживать учащихся с ОВЗ ? Как можно оценивать разных детей? Какую позицию должен занять учитель? ?
«Школа должна уметь обучать всех» «Школа должна уметь обучать всех» 1 сентября 2016 года вступили в силу государственные стандарты образования школьников с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
Основным приоритетом инклюзивного образования является то, что все дети, несмотря на свои физические, психические и иные особенности, обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где им оказывается необходимая специальная поддержка.
Направленность на ребенка Интеллектуальная гибкость Профессиональная компетентность Поведенческая гибкость Характеристики учителя, работающего с детьми с ОВЗ
Каким он должен быть? Чем отличается от традиционного урока? Как спроектировать урок? Урок в инклюзивном классе
1 поэтапное объяснение нового материала 2 дозированное выполнение заданий 3 повторение учеником инструкции к выполнению задания 4 обеспечение аудио-, визуальными средствами обучения 5 система специального оценивания уровня учебных достижений по индивидуальной шкале оценок Ориентировочная схема урока в инклюзивном классе
Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе Инклюзивное преподавание предполагает Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования – создать им для этого соответствующие условия. деятельности обучающихся Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно - развивающие задачи, предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств.
Организация режима урока в инклюзивном классе 1. Урок должен иметь четкий алгоритм. 2. Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, должно отвечать определенному алгоритму действий. 3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. 4. Учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Смена различных видов деятельности.
«особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме «особенным Пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы, учитель проводит словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока Начало урока Первый вариант работы Второй вариант работы
«Обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в «доступном» варианте объясняет новую тему детям с ОВЗ с использованием различной наглядности. Речь краткая и четкая Далее идет закрепление материала. Один или два ребенка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания, связанные новой темой, а в это время учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми. 1. Объяснение новой темы для всех обучающихся. Выбираются только простые темы по объему и по содержанию материала, не забывают про использование алгоритма и наглядности. 2. Сильные ученики выполняют индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз учитель объясняет более слабым ученикам содержание новой темы. 3. Предлагаются самостоятельные задания для выполнения сильными учениками с дальнейшей проверкой. Основная часть урока Первый вариант работы Второй вариант работы
Алгоритм действий для выполнения заданий детьми с ОВЗ Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать),обучающиеся проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц. Пошаговое выполнение самого задания, проверка вместе с учителем. Устные задания Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) обучающиеся проговаривают задание после учителя. Детям раздаются карточки с заданиями для самостоятельного выполнения (алгоритм действия прописывается в самой карточке ). Проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку Письменные задания
Оптимальные условия для организации деятельности учащихся с ОВЗ на уроке 1. Рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала. 2. Выбор цели и средств ее достижения. 3. Регулирование действий учеников. 4. Побуждение учащихся к деятельности на уроке. 5. Развитие интереса к уроку. 6. Чередование труда и отдыха.
Инклюзивное образование П ризнание ценности каждого ученика Возможность адаптации образовательной программы Готовность учителя принимать и вступать во взаимодействие с любым учеником
Доброжела- тельность Предсказуе- мость Активный творческий труд Стабильность Полный контакт с учителем Спокойная обстановка