Структура и динамика внешней торговли Беларуси Подготовила: студентка 4 курса 5 группы Моняк Анна
Структура презентации 1. Динамика основных показателей внешней торговли Республики Беларусь, ее структура и география 2. Структура и динамика внешней торговли товарами 3. Структура и динамика внешней торговли услугами 4. Основные проблемы и направления развития внешней торговли Республики Беларусь
Беларусь относится к числу малых индустриальных стран с ограниченными природными ресурсами и незначительной емкостью внутреннего рынка. Активная внешнеэкономическая деятельность приобретает в республике приоритетное значение и во многом определяет общий характер развития хозяйственного комплекса. Важным условием экономического роста становится расширение экспортного потенциала, с которым связаны валютные поступления, необходимые для структурной перестройки экономики, модернизации производства, закупок топливно-сырьевых ресурсов. 1. Динамика основных показателей внешней торговли Республики Беларусь, ее структура, география
В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным увеличением объемов товарооборота и услуг. Это обусловлено темпами экономического роста, повышением научно- технического и транзитного потенциала, участием в интеграционных процессах в рамках СНГ, а также диверсификацией торгово-экономических отношений с другими регионами мира. В 2014 г. объем внешней торговли составил 88, 8 млрд. долл. США, однако это на 2,4% меньше, чем в 2013 г. и на 13,7%, чем в 2012 г. Это связано с негативными явлениями в белорусской экономике, обострившимися в 2011 г. С 2012 г. объем внешнеторгового оборота начала падать. Курса доллара США к белорусскому рублю в 2010 и 2011 гг.
Внешнеторговый оборот по областям и г.Минск, %
1. Динамика основных показателей внешней торговли Республики Беларусь, ее структура, география Структура внешней торговли
1. Динамика основных показателей внешней торговли Республики Беларусь, ее структура, география География внешней торговли Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 180 государствами мира. Основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится более 40% белорусского экспорта и более половины объема импорта. Второе место в товарообороте Беларуси занимает Европейский союз, на долю которого приходится более 30% белорусского экспорта и пятая часть импорта. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово- экономические отношения, относятся Великобритания, Нидерланды, Германия, Литва, Италия, Польша, Латвия, Бельгия, Чешская Республика. Среди стран СНГ, после России, второе место занимает Украина, третье – Казахстан. Динамично развиваются торговые отношения с традиционными партнерами в Латинской Америке – Бразилией, Венесуэлой, Эквадором, в Азиатском регионе – Китаем, Индией, Индонезией, Турцией.
1. Динамика основных показателей внешней торговли Республики Беларусь, ее структура, география
Динамика внешнеторгового оборота товарами Республики Беларусь, млрд. долл. США 2. Структура и динамика внешней торговли товарами
Объем внешней торговли товарами имеет волнообразную динамику и характеризуется спадами в результате кризисов 2008 и 2011 гг. В 2014 году объем внешней торговли товарами составил 77,2 млрд. долларов и по сравнению с 2013 годом сократился на 3 млрд. долларов или на 3%. Негативным показателем в торговле товарами Республики Беларусь является постоянное превышение импорта над экспортом. Экспорт товаров – 36,4 млрд. долларов, сократился на 2,2%. Импорт товаров – 40,8 млрд. долларов, сократился на 5,2%. 2. Структура и динамика внешней торговли товарами
К числу важнейших экспортных позиций относятся: нефтепродукты и нефть, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, молочная и мясная продукция, сахар. Основу импорта составляют: энергоресурсы (нефть и природный газ), сырье, материалы и комплектующее (металлы и изделия из них, сырье для химического производства, части машин), технологическое оборудование.
Товарная структура экспорта Беларуси в 2013 г., %
Товарная структура импорта Беларуси в 2013 г., %
3. Структура и динамика внешней торговли услугами Динамика внешнеторгового оборота услугами Республики Беларусь, млрд. долл. США
3. Структура и динамика внешней торговли услугами
Во внешней торговле услугами наблюдается положительная динамика: ее объем постоянно растет и в 2014 г. составил 7,11 млрд. долл. США. Также в отличие от внешней торговли товарами в данном сегменте наблюдается положительное сальдо. Более 52% от общего объема белорусского экспорта услуг занимают транспортные услуги, что обусловлено выгодным географическим положением Республики Беларусь. К основным статьям экспорта так же относятся компьютерные и строительные услуги. Основными торговыми партнерами Беларуси в сфере услуг являются ЕС (около половины от объема экспорта) и Россия (четверть экспорта).
5. Основные проблемы и направления развития внешней торговли Республики Беларусь Основные проблемы: Отрицательное сальдо внешней торговли товарами Удельный вес продукции высоких технологий в объеме промышленного экспорта республики составляет лишь около 6 %, в то время как в высоко- развитых странах 2025 % Малоэффективная материалов- и энергоемкая белорусская экономика, испытывающая острейший инвестиционный кризис, не может покрыть импорт топливно-сырьевых ресурсов и комплектующих встречными поставками промышленной и сельскохозяйственной продукции, что выражается в "хроническом" дефиците торгового баланса Деградация структуры экспорта Беларуси на рынки вне СНГ (снижение уровня наукоемкости продукции, экспортируемой на рынки стран вне СНГ)
5. Основные проблемы и направления развития внешней торговли Республики Беларусь Направления развития внешней торговли : Диверсификация экспортной корзины и совершенствование товарной структуры торгового обмена Привлечение инвестиций Ускоренное развитие и расширение экспортного потенциала сектора услуг (В настоящее время положительный баланс внешней торговли услугами Беларуси позволяет компенсировать порядка 40 % негативного товарного обмена) Создание оптимальных условий для развития сектора трудоемких услуг (транспортные, строительные, туристские и др.) с постепенным повышением уровня наукоемкости экспортируемых услуг и товаров (в связи с невысоким экспортным потенциалом высокотехнологичных услуг информационного, делового и научно-технического характера, пользующихся повышенным спросом на рынках экономически развитых государств)
Список использованной литературы 1. Внешняя торговля Республики Беларусь : статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, – 311 с.; 2. Промышленность Республики Беларусь: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, – 273 с.; 3. Решетников Д. Особенности товарной структуры внешней торговли Республики Беларусь/ Д.Решетников // Белорусский журнал международного права и международных отношений – ; 4. Внешняя торговля Республики Беларусь – [Электронный ресурс]. Режим доступа: – Дата доступа: ; 5. Внешняя торговля – [Электронный ресурс]. Режим доступа: – Дата доступа: ;