Машиностроение Беларуси География производства, предпосылки создания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ В БЕЛАРУСИ Выполнил студент 4 курса 6 группы Лущик Дмитрий.
Advertisements

Машиностроительный комплекс 9 класс. Задачи урока: Определить состав и значение машиностроительного комплекса 1 Раскрыть особенности размещения машиностроительных.
Машиностроительный комплекс Лексин Иван ТО-406. Отрасли машиностроительного комплекса Станкостроение Приборостроение Электротехническая промышленность.
Машиностроение
Задачи урока: Определить значение и роль машиностроительного комплекса России. Определить значение и роль машиностроительного комплекса России. Определить.
Химия органического синтеза Беларуси Студент 4 курса 7 группы Цвирко Дмитрий.
Работу выполнила Студентка 4 курса 3 группы Кукреш Каролина.
Белорусское автомобилестроение Автор: Межевич Дарья Петровна Лицей Беларусско - Российского университета.
Маштностроительный комплекс «Машиностроительный комплекс» - «Машиностроительный комплекс» - - совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ (СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ) И ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В ОТРАСЛИ.
Машиностроительный комплекс Презентация подготовлена Вдовиной Ольгой, гр.44 БД.
Машиностроение
Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделий машиностроения на примере ОАО "МТЗ"
Машиностроение
Тема урока:. 1. Что такое машиностроительный комплекс? Что такое машиностроительный комплекс? 2. Значение машиностроительного комплекса. Значение машиностроительного.
Обложка Доклад В.П.Иванова «Состояние и перспективы развития российской химической и нефтехимической промышленности»
ОАО «Минский автомобильный завод» (белор. Мінскі аўтамабільны завод) белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной.
Динамика производства машин и оборудования в Беларуси
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКСРоссийский рынок машиностроения - это совокупность рынков, отличающихся между собой как по номенклатуре и объему производимого.
Машиностроительный комплекс Подготовила Антонова Александра - ученица 9 – в класса.
Транксрипт:

Машиностроение Беларуси География производства, предпосылки создания.

Машиностроение во времена СССР Начиная с 1975 г., по объему валовой продукции, стоимости основных производственных фондов и количеству занятых машиностроительный комплекс устойчиво занимает первое место в промышленности Беларуси. По темпам роста машиностроение всегда опережало другие отрасли хозяйства и в целом промышленность. Такому развитию способствовало выгодное экономико-географическое положение республики, наличие квалифицированных кадров, научной, проектно-конструкторской баз.Начиная с 1975 г., по объему валовой продукции, стоимости основных производственных фондов и количеству занятых машиностроительный комплекс устойчиво занимает первое место в промышленности Беларуси. По темпам роста машиностроение всегда опережало другие отрасли хозяйства и в целом промышленность. Такому развитию способствовало выгодное экономико-географическое положение республики, наличие квалифицированных кадров, научной, проектно-конструкторской баз.

Глубокий социально-экономический кризис, охвативший хозяйство Беларуси в связи с распадом в 1991 г. СССР, обусловил резкое сокращение темпов развития машиностроения. В 1991–1995 гг. среднегодовой индекс прироста общего валового объема продукции машиностроения стал отрицательным (-7,3%), а в 1996– 2000 гг. составил уже 14,6%.Глубокий социально-экономический кризис, охвативший хозяйство Беларуси в связи с распадом в 1991 г. СССР, обусловил резкое сокращение темпов развития машиностроения. В 1991–1995 гг. среднегодовой индекс прироста общего валового объема продукции машиностроения стал отрицательным (-7,3%), а в 1996– 2000 гг. составил уже 14,6%.

Решающую роль в снижении объемов производства продукции предприятий машиностроительного комплекса сыграли следующие факторы:Решающую роль в снижении объемов производства продукции предприятий машиностроительного комплекса сыграли следующие факторы: 1. сокращение поставок в республику материально- сырьевых и энергетических ресурсов; 2. усиление налогового пресса; 3. финансовые и кредитные ограничения.

Заметное снижение продукции имели, прежде всего, отрасли автомобильного машиностроения, станкостроительной и инструментальной промышленности. Главной причиной этого стала ценовая политика. Предприятия этих отраслей, которые выпускали конечную продукцию, имели большой рост издержек производства за счет увеличения материальных затрат и снижения покупательной способности потребителей продукции. В результате произошло вынужденное сокращение производства Заметное снижение продукции имели, прежде всего, отрасли автомобильного машиностроения, станкостроительной и инструментальной промышленности. Главной причиной этого стала ценовая политика. Предприятия этих отраслей, которые выпускали конечную продукцию, имели большой рост издержек производства за счет увеличения материальных затрат и снижения покупательной способности потребителей продукции. В результате произошло вынужденное сокращение производства.

Современное машиностроение в Беларуси Машиностроение обладает рядом особенностей, главными из которых являются: довольно развитая внутриотраслевая структура;довольно развитая внутриотраслевая структура; большой удельный вес наукоемкого и высокотехнологичного производства, продукция которого может широко поставляться на мировой рынок;большой удельный вес наукоемкого и высокотехнологичного производства, продукция которого может широко поставляться на мировой рынок; наличие металлоемкого производства, продукция которого преимущественно вывозится за пределы республики;наличие металлоемкого производства, продукция которого преимущественно вывозится за пределы республики; недостаточное развитие подетальной специализации, что обуславливает значительную зависимость Беларуси от поставок узлов, деталей из других государств;недостаточное развитие подетальной специализации, что обуславливает значительную зависимость Беларуси от поставок узлов, деталей из других государств; относительно слабый уровень развития производства высокотехнологичного оборудования для тех отраслей промышленности, которые имеют собственную сырьевую базу (пищевая, легкая, промышленность строительных материалов);относительно слабый уровень развития производства высокотехнологичного оборудования для тех отраслей промышленности, которые имеют собственную сырьевую базу (пищевая, легкая, промышленность строительных материалов); несоответствие профиля выпускаемых грузовых автомобилей собственным потребностям несоответствие профиля выпускаемых грузовых автомобилей собственным потребностям

Динамика объёмов производства машиностроительного комплекса

Могилеве Территориально машиностроение республики концентрируется в Минске и областных центрах Восточной Беларуси – Гомеле, Витебске, Могилеве. Это объясняется историческими особенностями развития отрасли и тем, что почти весь необходимый металл для машиностроения поставляется из восточных и южных районов СНГ и туда же отправляется основная часть продукции.

Характеристика структуры машиностроения Для машиностроения остаются приоритетными наукоемкие отрасли:Для машиностроения остаются приоритетными наукоемкие отрасли: 1. приборостроение 2. оптико-механическая 3. электроника и радиоэлектроника 4. вычислительная техника и связь. Предполагается, что именно эти отрасли помогут перейти к гибким автоматизированным системам, смогут обеспечить необходимую прогрессивную замену существующих технологий в обрабатывающей промышленности и т.д.Предполагается, что именно эти отрасли помогут перейти к гибким автоматизированным системам, смогут обеспечить необходимую прогрессивную замену существующих технологий в обрабатывающей промышленности и т.д.

К приоритетным отраслям отнесено и станкостроение, поскольку оно является главным носителем новейших технологий в машиностроении. Рис. 1 Станкостроительное производство

Станкостроительная и инструментальная промышленность Станкостроительная и инструментальная промышленность Беларуси представляет собой большой промышленно-технический комплекс по производству металлорежущих станков, автоматических линий, металлообрабатывающего инструмента, технологической оснастки, оборудования для литейного производства, гидроаппаратуры и других изделий общемашиностроительного назначения.Станкостроительная и инструментальная промышленность Беларуси представляет собой большой промышленно-технический комплекс по производству металлорежущих станков, автоматических линий, металлообрабатывающего инструмента, технологической оснастки, оборудования для литейного производства, гидроаппаратуры и других изделий общемашиностроительного назначения.

Отрасль начала развиваться еще в годы индустриализации, когда на Минском металлообрабатывающем заводе «Энергия» (теперь Минский станкостроительный завод) в 1927 г. были выпущены первые 10 токарных станков. Уже в 1985 г. значительная часть продукции станкостроения (около 30%) была конкурентоспособной на внешнем рынке. Однако спрос на отдельные виды станков в нынешних условиях рынка снизился, что требует изменений в отраслевой структуре станкостроения. Сегодня главными направлениями развития отрасли являются расширение производства станков с числовым программным управлением, гибких автоматизированных систем, промышленных роботов и робототехнических комплексов.Отрасль начала развиваться еще в годы индустриализации, когда на Минском металлообрабатывающем заводе «Энергия» (теперь Минский станкостроительный завод) в 1927 г. были выпущены первые 10 токарных станков. Уже в 1985 г. значительная часть продукции станкостроения (около 30%) была конкурентоспособной на внешнем рынке. Однако спрос на отдельные виды станков в нынешних условиях рынка снизился, что требует изменений в отраслевой структуре станкостроения. Сегодня главными направлениями развития отрасли являются расширение производства станков с числовым программным управлением, гибких автоматизированных систем, промышленных роботов и робототехнических комплексов.

Электротехническая и приборостроительная промышленность Приборостроительная, радиоэлектронная и электротехническая промышленность – самая молодая, перспективная и довольно динамичная отрасль машиностроения Беларуси. Для нее характерны быстрая смена номенклатуры изделий, преобладание выпуска малых серий. Предприятия дают самую разную продукцию: электронные и вычислительные машины, средства автоматизации, механические и электронные часы, оптику, фотоаппараты, диапроекторы, различные измерительные приборы, радиоприемники и телевизоры, осветительные приборы, холодильники, электродвигатели, многочисленные электробытовые приборы.

на протяжении последних пяти лет предприятиями радиоэлектронной промышленности освоена широкая гамма приборов учета, контроля расхода энергоносителей, разработана отраслевая программа создания энергосберегающей, светотехнической и электронной пускорегулирующей аппаратуры, продолжаются работы по расширению номенклатуры и увеличению объемов производства медицинской техники.на протяжении последних пяти лет предприятиями радиоэлектронной промышленности освоена широкая гамма приборов учета, контроля расхода энергоносителей, разработана отраслевая программа создания энергосберегающей, светотехнической и электронной пускорегулирующей аппаратуры, продолжаются работы по расширению номенклатуры и увеличению объемов производства медицинской техники.

В соответствии с программой структурной перестройки промышленности ПО «Горизонт» и ПО «Витязь» сформировали инфраструктурный комплекс телевизионного производства Целью отрасли является максимально возможное расширение экспорта, рационализация импорта, активное привлечение в Беларусь иностранных инвестиций. Наращивание экспортных поставок возможно при активизации разработок и усвоении принципиально новых видов продукции и новых рынков сбыта. Снижение объемов импорта может быть достигнуто путем организации в республике соответствующих импортозамещающих производств. Рис. 2 Продукция производства телевизоров

Удельный вес областей и г. Минска в объёмах производства электрооборудования и вычислительной техники

Автомобильная промышленность Автомобильная промышленность в Беларуси начала развиваться с 1944 г. Этому способствовало выгодное экономико-географическое положение республики по отношению к сырьевым базам и районам сбыта продукции, обеспеченность трудовыми ресурсами.Автомобильная промышленность в Беларуси начала развиваться с 1944 г. Этому способствовало выгодное экономико-географическое положение республики по отношению к сырьевым базам и районам сбыта продукции, обеспеченность трудовыми ресурсами. В автомобилестроении широкое развитие получили специализация и кооперирование. Комплектующие детали для отрасли поставляют 600 предприятий стран СНГ. Работают предприятия-смежники в Минске (выпускают рессоры), в Гродно (тормозная аппаратура, амортизаторы, карданные валы), Борисове (стартеры, гидроусилители руля), Осиповичах (литье, кабины), Жодино (крупногабаритное литье, поковки).В автомобилестроении широкое развитие получили специализация и кооперирование. Комплектующие детали для отрасли поставляют 600 предприятий стран СНГ. Работают предприятия-смежники в Минске (выпускают рессоры), в Гродно (тормозная аппаратура, амортизаторы, карданные валы), Борисове (стартеры, гидроусилители руля), Осиповичах (литье, кабины), Жодино (крупногабаритное литье, поковки).

В 1958 г. в Жодино, на базе завода торфяного машиностроения, начал работать БелАЗ – завод по производству автомобилей-гигантов, которые используются в карьерах, на добыче полезных ископаемых открытым способом, строительстве ГЭС, выполнении больших объемов земляных работ. Это единственное в СНГ специализированное предприятие по производству автомобилей-самосвалов большой мощности.В 1958 г. в Жодино, на базе завода торфяного машиностроения, начал работать БелАЗ – завод по производству автомобилей-гигантов, которые используются в карьерах, на добыче полезных ископаемых открытым способом, строительстве ГЭС, выполнении больших объемов земляных работ. Это единственное в СНГ специализированное предприятие по производству автомобилей-самосвалов большой мощности.

Продукция предприятия БелАЗ

В 1966 г. заработал автомобильный завод в Могилеве. Он выпускает самоходные скреперы, навесные тягачи, автопоезда-рудовозы, самосвалы.В 1966 г. заработал автомобильный завод в Могилеве. Он выпускает самоходные скреперы, навесные тягачи, автопоезда-рудовозы, самосвалы. Имеются в Беларуси и специализированные предприятия, поставляющие автозаводам узлы, оборудование, агрегаты. Они расположены в Осиповичах, Барановичах, Борисове, Гродно.Имеются в Беларуси и специализированные предприятия, поставляющие автозаводам узлы, оборудование, агрегаты. Они расположены в Осиповичах, Барановичах, Борисове, Гродно. Рис. 3 Продукция МоАЗ

Главной задачей сегодня является переспециализация автомобильных заводов, успешное проведение которой в значительной степени позволит сохранить свой инновационный потенциал. Дальнейшее развитие отрасли во многом связано с привлечением иностранных инвестиций, новых технологий и методов управления ими.Главной задачей сегодня является переспециализация автомобильных заводов, успешное проведение которой в значительной степени позволит сохранить свой инновационный потенциал. Дальнейшее развитие отрасли во многом связано с привлечением иностранных инвестиций, новых технологий и методов управления ими. Примером тому может быть Минский автомобильный завод, на котором создано белорусско-германское предприятие «МАЗ-МАN». Оно выпускает высокомобильные грузовые автомобили общей грузоподъемностью от 13 до 33 т.Примером тому может быть Минский автомобильный завод, на котором создано белорусско-германское предприятие «МАЗ-МАN». Оно выпускает высокомобильные грузовые автомобили общей грузоподъемностью от 13 до 33 т.

Рис. 4 Продукция «MAZ-MAN»

Судостроение Судостроение – старейшая отрасль промышленности. Ее основы были заложены в Беларуси еще в досоветский период. Специализируется на выпуске и ремонте речных теплоходов, судов на подводных крыльях, винтовых и водомерных теплоходов- буксиров, несамоходных барж, моторных лодок.Судостроение – старейшая отрасль промышленности. Ее основы были заложены в Беларуси еще в досоветский период. Специализируется на выпуске и ремонте речных теплоходов, судов на подводных крыльях, винтовых и водомерных теплоходов- буксиров, несамоходных барж, моторных лодок.

В довоенное время в республике только ремонтировали речные суда, теперь их и строят: в Витебске – грузопассажирские и водомерные катера, Бобруйске – речные трамваи, Гомеле – буксиры-толкатели и катера на подводных крыльях, на судоверфях Пинска, Речицы, Наровли, Петрикова – несамоходные суда. Рис. 5 Продукция судостроения

Другие отрасли машиностроения В структуре машиностроения есть и такие отрасли, как машиностроение для торфодобывающей промышленности (Гомель), строительное и коммунальное машиностроение (Могилев, Волковыск), машиностроение для пищевой, легкой, бытовой промышленности (Барановичи, Орша, Брест, Гродно).В структуре машиностроения есть и такие отрасли, как машиностроение для торфодобывающей промышленности (Гомель), строительное и коммунальное машиностроение (Могилев, Волковыск), машиностроение для пищевой, легкой, бытовой промышленности (Барановичи, Орша, Брест, Гродно).

Подводя итог можно отметить значимость такой отрасли как машиностроение для Беларуси. Это одна из тех отраслей, которая формирует экономический фундамент нашей страны за счёт большой доли экспорта производства. Следует отметить, что и значительная часть госбюджета и иностранных инвестиций вкладывается ежегодно в данную промышленность. Поэтому для государства важно сохранить конкурентноспособность на мировом рынке, для этого предоставлять широкий спектр видов продукции, иметь высокое качество производства и сборки, а также отвечать международным стандартам по производству.Подводя итог можно отметить значимость такой отрасли как машиностроение для Беларуси. Это одна из тех отраслей, которая формирует экономический фундамент нашей страны за счёт большой доли экспорта производства. Следует отметить, что и значительная часть госбюджета и иностранных инвестиций вкладывается ежегодно в данную промышленность. Поэтому для государства важно сохранить конкурентноспособность на мировом рынке, для этого предоставлять широкий спектр видов продукции, иметь высокое качество производства и сборки, а также отвечать международным стандартам по производству.