Характеристика производства безалкогольных напитков в Беларуси Выполнил Якушев И., 4 к., 5 гр.
Рынок производства безалкогольных напитков в Беларуси может быть разделён на 2 основных сегмента (минеральные и питьевые воды; прохладительные напитки). Рынок характеризуется высокой концентрацией конкурирующих фирм; каждый сегмент рынка, в свою очередь, включает в себя группы продукции по видам, в зависимости от используемого в производстве сырья. Учитывая значительные отличия в процессе производства и используемом сырье, а также следуя нормам ОКРБ , из данной работы исключён анализ производства соков и нектаров, относящихся к сегменту прохладительных напитков.
Классификация безалкогольных напитков
Производство безалкогольных напитков в Беларуси почти полностью ориентировано на внутренний рынок: доля экспортируемой продукции составляет всего 6-7% Доля экспорта в общем объеме производства безалкогольных напитков, % (от млн. декалитров.)
Экспорт безалкогольных напитков из Беларуси, млн USD
Несмотря на достаточно высокие темпы роста экспорта как в натуральном, так и в стоимостном выражении (7 и 19% соответственно), его доля в общем объеме производства остается незначительной. Рост экспорта происходит в основном за счет прохладительных напитков; экспорт минеральной и питьевой воды сохраняется примерно на одном уровне.
Наиболее активно развивается экспорт белорусских прохладительных напитков в Россию, а минеральной и питьевой воды – в Россию и Латвию
Хотя в целом рынок безалкогольных напитков растёт медленно, сегменты питьевой воды и кваса демонстрируют весьма сильный рост (см. след. слайды) Производство безалкогольных напитков в Беларуси, млн декалитров (дал)
Производство минеральной и питьевой воды в Беларуси, млн дал
Производство прохладительных напитков в Беларуси, млн дал
Объемы производства питьевой воды и кваса росли ежегодно на 11 и 19 % соответственно. Рост производства питьевой воды связан с изменениями в структуре потребления и улучшением технологии производства, приведшего к снижению его себестоимости. Квас же – традиционный напиток в Беларуси: начало производства кваса в фасованном виде дополнительно простимулировало спрос, что, в свою очередь, привело к росту производства.
Потребление минеральной и питьевой воды в Беларуси на душу населения в 2,5 раза ниже, чем в среднем по европейским странам, и отстает от потребления в странах- соседях (Россия, Литва, Латвия, Польша). Потребление прохладительных напитков на душу населения ниже среднего примерно в 2 раза, но при этом сопоставимо с такими странами, как Литва и Латвия. Более значительное отставание в объемах потребления минеральной и питьевой воды связано напрямую с культурой потребления, сложившейся в Беларуси: покупка питьевой воды стала характерна для белорусских потребителей лишь в последние 5-7 лет, начиная с 2015 года. Еще одна причина – более низкий уровень доходов населения по сравнению со сравниваемыми странами.
Производством безалкогольных напитков в Беларуси занимается порядка 70 компаний. Однако большинство из них – это мелкие частные предприятия с небольшими объемами производства. Более 80% от общего объема реализации на рынке приходится на 5 крупнейших компаний – Минский завод безалкогольных напитков (МЗБН), Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия, Акватрайпл, Дарида, Фрост.
Структура рынка прохладительных напитков* Республики Беларусь в стоимостном выражении на 2011 г., % * здесь и далее - без учета компаний, специализирующихся преимущественно на алкогольной продукции («Лидское пиво» и др.)
Структура рынка прохладительных напитков Республики Беларусь в натуральном выражении на 2011 г., %
Структура рынка питьевой и минеральной воды Республики Беларусь в стоимостном выражении на 2011 г., %
Структура рынка питьевой и минеральной воды Республики Беларусь в натуральном выражении на 2011 г., %
Все ключевые игроки на рынке обладают значительными производственными мощностями и собственными источниками сырья: В данный момент конкуренция на рынке безалкогольных напитков Беларуси ведется, в основном, между крупнейшими производителями: игроки нацелены на расширение ассортимента и отвоёвывание позиций друг у друга.
Большинство производителей представлены во всех ключевых продуктовых категориях и занимаются активным расширением ассортимента:
Таким образом, можно сделать следующие выводы о состоянии исследуемой отрасли в стране: рынок безалкогольных напитков характеризуется высокой степенью консолидации и представляет собой пример олигополии, когда более 70% рынка контролируется 4-5 основными компаниями; доля экспорта в общем объёме выпускаемой продукции невелика; ведется интенсивная конкуренция за долю рынка; присутствует ярко выраженный лидер – международная корпорация Coca-Cola (Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия), которая формирует основные тенденции рынка; остальные ключевые предприятия занимают положение «последователей»; производственных мощностей ключевых предприятий достаточно для обеспечения потребности рынка; в настоящее время мощности большинства предприятий не загружены и используются с невысокой эффективностью.