ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ БЕЛАРУСИ
Белорусская железная дорога граничит с Октябрьской и Московской железными дорогами России, с Юго-Западной и Львовской дорогами Украины, с железными дорогами Литвы, Латвии и Польши. Октябрьская ж/д (РЖД) Московская ж/д (РЖД) Юго-зап. ж/д (УЖД) Львовская ж/д (УЖД) Польские ж/д Латвийские ж/д Литовские ж/д
Оператор белорусской сети железных дорог – «БЖД». Это государственное объединение, подчинённое Министерству транспорта и коммуникаций. В его состав входит 66 организаций, имеющие статус юридического лица и три представительства. Аппаратом управления Белорусской железной дороги является Управление Белорусской железной дороги.
Минск, Молодечно, Орша, Барановичи, Гродно, Волковыск, Лида, Лунинец, Брест, Гомель, Жлобин, Калинковичи, Могилев, Осиповичи, Кричев, Витебск, Полоцк.
На Белорусской железной дороге используется колея 1520 мм. Эксплуатационная длина путей 5512 км, из них двупутные участки 1640 км, однопутные 3867 км. Общая протяжённость электрифицированных линий составляет 950 км (25 % от общей протяжённости дороги), большая часть которых (890 км) работает на переменном токе 25 кВ, а 26 км на постоянном токе 3,3 кВ. В состав путевого хозяйства входит более 7 тыс.км главных и 3 тыс.км станционных путей, около 12 тыс. стрелочных переводов, свыше 3,9 тыс. мостов и искусственных сооружений, более 70 путепроводов и около 1,5 тыс. переездов. БЖД обслуживает 21 вокзал, 320 станций, более пятисот пассажирских остановочных пунктов
Пригородное и пассажирское сообщение на Белорусской железной дороге обеспечивает связь между районными и областными центрами республики. Сегодня графиком движения предусмотрено курсирование 417 пар пригородных поездов, 22 поездов внутриреспубликанского сообщения. Функционирует 20 крупных железнодорожных вокзалов, в том числе четыре – внеклассных, более 560 пассажирских остановочных пунктов и 320 железнодорожных станций.
На долю железной дороги приходится более 70% всех выполняемых в республике грузовых и пассажирских перевозок. В системе обеспечения перевозок грузов по сухопутным путям сообщения между Европой и Азией магистраль географически расположена на основном направлении. Пограничная инфраструктура дороги на западных границах развита с учетом того, что здесь стыкуются железнодорожные линии различной ширины колеи. Контейнерный терминал на станции Брест имеет огромные мощности, которые в настоящее время используются не полностью. Для обеспечения перегруза рефрижераторных контейнеров, съемных кузовов, полуприцепов произведена реконструкция.
С 1992 г. Белорусская железная дорога является членом межправительственной Организации сотрудничества железных дорог. В рамках этой организации разрабатываются принципы сближения транспортного права, применяемого в международном пассажирском и грузовом сообщениях, формируются общие принципы транспортной политики, включая комбинированные перевозки между странами Европы и Азии. Проводятся работы по решению экологических проблем на железнодорожном транспорте. Одной из основных задач совместной деятельности является обеспечение устойчивого развития и повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг. Сотрудничество железных дорог стран - членов организации позволяет принимать конкретные меры, предусматривающие совершенствование международных железнодорожных перевозок и решение эксплуатационных, технических, экологических проблем железнодорожного транспорта.
С целью интеграции Белорусской железной дороги в единую европейскую транспортную систему в июле 1992 г. она стала членом Международного союза железных дорог. Между Белорусской железной дорогой и этим союзом заключен договор о сотрудничестве, определяющий основные приоритетные направления действий в этой международной организации. Дальнейшим шагом на пути интеграции является осуществление инициативы создания Интеграционной группы железных дорог с шириной колеи 1520 мм государств Балтии и Содружества Независимых Государств.