Тема дипломной работы: « Формирование познавательного интереса средствами природы» студента 4 курса, группы 2 ДО(ЗО) направления подготовки – Педагогическое образование. Дошкольное Рудась Карины Сергеевны
Формирование самооценки у дошкольников средствами творческой деятельности, дошкольники учатся жить в гармонии с окружающим миром, проникаются чувством эмпатии к живым объектам природы, формируют элементарные нормы поведения в природе.
Цель исследования : теоретически обосновать и эмпирически выявить условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования : процесс формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование познавательного интереса путем экспериментирования с объектами природы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования : Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Выявить уровень сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста; Выделить педагогические условия, обеспечивающие эффективное использование несложных опытов для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
Методологическая основа исследования : Комплексный подход позволяет делать научные выводы на основе исследований Н.Р. Морозовой, К.Д. Ушинского, С.Н. Николаевой и др., а также труд Ивановой А.И. "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду"; труд Куликовской И. Э, Совгир Н.Н. "Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст". Использованы также традиционные научные методы, сравнительно-аналитический метод в качественном и количественном аспектах.
Методы исследования : теоретические - анализ литературы; эмпирические - беседа, наблюдение; интерпретационные - количественный и качественный анализ результатов исследования. Теоретическая значимость: проанализирован, обобщен и систематизирован материал психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость: знание об особенностях формирования познавательного интереса у детей, а также особенностей организации экспериментальной деятельности, позволяет целенаправленно строить обучающую и развивающую работу с детьми. Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад "Иванушка". В эксперименте приняло участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста, 2 воспитателя. Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение, библиографический список.
Глава I. Теоретические подходы к вопросу формирования самооценки у дошкольников средствами творческой деятельности 1.1 Формирование познавательного интереса как психолого- педагогическая проблема
Познавательный интерес является сильным побудителем ознакомления, осмысления и преобразования окружающей действительности.
1.2 Особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Интерес к познанию реального мира - один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.
1.3 Значение и особенности несложных опытов с объектами природы для детей старшего дошкольного возраста
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Классификация экспериментов Эксперименты классифицируются по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; опыты с животными; опыты с объектами неживой природы; опыты, объектом которых является человек. 2. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу, в поле и т.д. 3. По количеству детей: индивидуальные (1-4 ребенка); групповые (5-10 детей); коллективные (вся группа).
Глава 2. Эмпирические исследования формирования познавательного интереса посредством несложных опытов с объектами природы у детей старшего дошкольного возраста 2.1 Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых лет в количестве 24 человек, из них 11 девочек и 13 мальчиков. Нами были использованы такие методы и приемы как беседа, наблюдение, анкетирование; были выбраны диагностические методики: Выявление познавательного интереса к природоведческой деятельности. (Данная методика определяет направленность интереса детей). Анкета для воспитателей "Изучение познавательных интересов" (В.С. Юркевича). (Позволяет определить уровень развития любознательности, познавательной активности детей посредством наблюдений воспитателя). Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой. (Позволяет определить уровень экологических знаний о предметах и объектах неживой природы).
2.2 Комплекс несложных экспериментов с объектами природы для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
1. Прозрачная вода Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
2.3 Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.
Мини огород
Заключение В ходе работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, глубже разобрались в сущности и структуре познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Также мы провели опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе овладения экспериментальной деятельностью и выяснили, что познавательный интерес у детей неустойчив. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!!!!