ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ В БЕЛАРУСИ Выполнил студент 4 курса 6 группы Лущик Дмитрий
Сокращение темпов развития машиностроения в связи с распадом в 1991 г. СССР. В 1991–1995 гг. среднегодовой индекс прироста общего валового объема продукции машиностроения стал отрицательным (-7,3%), а в 1996–2000 гг. составил уже 14,6%. Факторы снижения объемов производства: 1. сокращение поставок в республику материально-сырьевых и энергетических ресурсов; 2. усиление налогового пресса; 3. финансовые и кредитные ограничения.
Заметное снижение продукции имели, прежде всего, отрасли автомобильного машиностроения, станкостроительной и инструментальной промышленности. Главной причиной этого стала ценовая политика. Предприятия этих отраслей, которые выпускали конечную продукцию, имели большой рост издержек производства за счет увеличения материальных затрат и снижения покупательной способности потребителей продукции. В результате произошло вынужденное сокращение производства. Однако, предприятиям удалось удержать рынки сбыта в странах СНГ за счет монопольного положения и относительно высоких качественных характеристик выпускаемой продукции.
ОСОБЕННОСТИ МАШИНОСТРОЕНИЯ БЕЛАРУСИ довольно развитая внутриотраслевая структура; большой удельный вес наукоемкого и высокотехнологичного производства, продукция которого может широко поставляться на мировой рынок; наличие металлоемкого производства, продукция которого преимущественно вывозится за пределы республики; недостаточное развитие подетальной специализации, что обуславливает значительную зависимость Беларуси от поставок узлов, деталей из других государств; относительно слабый уровень развития производства высокотехнологичного оборудования для тех отраслей промышленности, которые имеют собственную сырьевую базу (пищевая, легкая, промышленность строительных материалов); несоответствие профиля выпускаемых грузовых автомобилей собственным потребностям (65% автомобилей вывозится за пределы Беларуси, только 6% жодинских Бел АЗов остается в республике).
ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА МАШИНОСТРОЕНИЯ БЕЛАРУСИ автомобильная станкостроительная инструментальная электротехническая электронная промышленность судостроение радиопромышленность и др.
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Автомобильная промышленность в Беларуси начала развиваться с 1944 г. Этому способствовало выгодное экономико-географическое положение республики по отношению к сырьевым базам и районам сбыта продукции, обеспеченность высококвалифицированными трудовыми ресурсами. В 1958 г. в Жодино, на базе завода торфяного машиностроения, начал работать БелАЗ – завод по производству автомобилей-гигантов, которые используются в карьерах, на добыче полезных ископаемых открытым способом, строительстве ГЭС, выполнении больших объемов земляных работ. В 1966 г. заработал автомобильный завод в Могилеве. Он выпускает самоходные скреперы, навесные тягачи, автопоезда-рудовозы, самосвалы. В 1975 г. было образовано Белорусское объединение по выпуску большегрузных автомобилей (БелавтоМАЗ). Микроавтобус МАЗ
Самый большой в мире автомобиль грузоподъёмностью 450 тонн. Имя ему БелАЗ–75710
Тягач МАЗ-529В – первая продукция Могилевского автомобильного завода
СТАНКОСТРОИТЕЛЬНАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Отрасль начала развиваться еще в годы индустриализации, когда на Минском металлообрабатывающем заводе «Энергия» (теперь Минский станкостроительный завод) в 1927 г. были выпущены первые 10 токарных станков. Уже в 1985 г. значительная часть продукции станкостроения (около 30%) была конкурентоспособной на внешнем рынке. Станкостроительный завод в Молодечно Горизонтальный обрабатывающий центр.РУП «Гомельский станкостроительный завод им. С.М.Кирова»
ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНАЯ, РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ – самая молодая, перспективная и довольно динамичная отрасль машиностроения Беларуси. Для нее характерны быстрая смена номенклатуры изделий, преобладание выпуска малых серий. Продукция: Электронные и вычислительные машины Средства автоматизации Механические и электронные часы Оптика Фотоаппараты Диапроекторы Различные измерительные приборы Радиоприемники и телевизоры Осветительные приборы Холодильники Электродвигатели Многочисленные электробытовые приборы.
СУДОСТРОЕНИЕ Старейшая отрасль промышленности. Ее основы были заложены в Беларуси еще в досоветский период. В довоенное время в республике только ремонтировали речные суда, теперь их и строят: в Витебске – грузопассажирские и водомерные катера Бобруйске – речные трамваи Гомеле – буксиры-толкатели и катера на подводных крыльях на судоверфях Пинска, Речицы, Наровли, Петрикова – несамоходные суда.
Название: POLARIS Дата постройки - списания: 1989 Судостроительное предприятие: Гомельский судостроительно- судоремонтный завод (Беларусь, Гомель) Тип судна: Пассажирский теплоход на подводных крыльях Флаг: Финляндия Судовладелец: Suvi Express Порт: Суолахти Прежние названия: ПОЛЕСЬЕ-37 (1994), POLARIS (2009) История судна: Изначально судно работало на реке Омовже (Эмайыги), затем Чудском озере, на линии Тарту-Псков. Затем до 2008 г. судно работало на линии Тарту-Пиириссаар, порт Тарту, Эстония. C 2009 г. работает в Финляндии.
Пассажирские теплоходы. ОАО Пинский ордена Знак Почета судостроительно-судоремонтный завод
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!