Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров «Психолого- педагогическое образование», магистерской программе «Психология и педагогика дошкольного образования» Михайлова К. В., Захарова И. А.
Методы изучения педагогического опыта Это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.
Наблюдение целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.
Этапы наблюдения: - определение задач и целим(для чего, с какой целью ведется наблюдение); - выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); - выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект; - наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать).
Методы опроса беседа, интервью, анкетирование Беседа самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.
Интервьюирование - привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование заочным опросом.
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания.
Выделяют следующие этапы эксперимента: теоретический(постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); методический(разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); аналитический количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Выделяется специальная группа методов теоретического исследования. Теоретический анализ это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Индуктивные и дедуктивные методы это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный от общего суждения к частному выводу. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.