Либеральные и консервативные направления в политической мысли Подготовила студентка 2-го курса специальности Английский язык и литература. Восточные языки(турецкий, арабский, иврит) Галак София
На рубеже х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения - славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др. Идеологами западников - историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Панаев, В.Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы. Особенности российского либерализма.
Начало царствования Александра II явилось периодом дальнейшего развития российского либерального движения. В середине 50-х годов видные либералы – западники установили связь с Герценом. К.Д. Кавелин Б.Н. Чичерин
Свобода совести; Свобода от крепостного права; Свобода выражения общественного мнения; Свобода книгопечатания; Свобода преподавания; Публичность всех правительственных действий; Публичность и гласность; Программа либералов. Но в этом документе отсутствовало одно из либеральных требований – введение Конституционного правления.
Приступив к разработке крестьянской реформы, Александр II фактически стал выполнять программу либералов. Поэтому своей главной задачей представители этого движения стали считать поддержку правительства. Александр II Освободитель
Многие либералы полагали, что в России ещё не созрели условия для введения Конституции. И даже если она будет объявлена, то останется лишь на бумаге. Так как в парламенте большинство мест принадлежать консерваторам, то они легко могут свернуть все начатые либеральные преобразования.
Провести реформу управления; Совершенствование местного управления; Развитие хозяйства; Поднять материальный и культурный уровень жизни народа;
Необходимость отменить крепостное право; Наделить крестьян землёй; Ввести независимый суд; Ввести местное самоуправление; М.Н. Катков
Православие Самодержавие Крестьянскую общину Но не допускали вмешательства государства в частную жизнь А.И. Кошелев
« …сила власти должна принадлежать царю, но сила мнения – народу…» К.С. Аксаков
А.А. Краевский А.В. Дружинин Либеральные идеи звучали также на страницах « Отечественных записок» А.А. Краевского и « Библиотеки для чтения» А.В. Дружинина.
В сентябре 1858 года Б.Н. Чичерин отправляется в Лондон для переговоров с А.И. Герценом об изменении содержания изданий Вольной русской типографии. Эта встреча привела к разрыву с ним. Журналы, которые печатала Вольная русская типография в Лондоне.
Родился в сельце Дмитрюкове, Тверского уезда. Окончив курс на юридическом факультете Московского университета, поступил на службу в московский главный архив министерства иностранных дел, но вскоре вышел в отставку и поселился в своём имении. Избранный депутатом дворянства от Тверского уезда, он раскрыл злоупотребления в расходовании общественных сумм учреждениями, подведомственными дворянству. Тверской адрес 1862 г. А.М. Унковский
Либералы действовали в рамках дворянских губернских комитетов. В 1857 г. А. Унковский стал предводителем тверского дворянства. В 1859 г. его сослали за протест против запрета обсуждать в печати крестьянский вопрос. В 1862 г. тверское дворянство в адресе на имя царя отказалось своих привилегий. Но лидеры либералов выступили против.
1861 год – группа петербургских профессоров осудила действия властей по наведению «порядка» в петербургском университете и ушла в отставку. Разногласия в либеральном движении. К.Д. Кавелин А.Н. Пыпин В.Д. Спасович
В 1866 году « мятежные» профессора основали журнал «Вестник Европы», ставший влиятельным либеральным органом западнического направления.
Разногласия в либеральном движении. Противоречия среди либералов обострились в связи с польским восстанием гг. М.Катков поддержал действия правительства и занял крайне националистические позиции, а его имя вскоре стало символом реакции.
Консерватизм Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII-XIX вв., приспосабливаясь к новым общественно- политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, "основало и воскресило Россию". Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.
Главной задачей консерваторов стала попытка оградить императора от влияния либералов и стремление ограничить реформы. В 1866 г. П.Шувалов стал шефом жандармов и установил полный контроль над императором. До 1874 г. он ведал назначением министров. Главным идеологом консерваторов стал М.Катков, бывший либерал. П.А. Шувалов
Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность
. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и- ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами Московского университета М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования. Ф.В. БулгаринМ.П. Погодин С.П. Шевырев
Теория официальной народности вызвала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов. Наибольшую известность получило выступление ПЛ. Чаадаева, написавшего "Философические письма" с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии, В первом письме, опубликованном в журнале "Телескоп" в 1836 г., ПЛ. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно- религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.
Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П.Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал "Телескоп" закрыли. Его редактор, Н.И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные ПЛ. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.
Спасибо за внимание!